Грядущий театральный сезон начинается с экспериментов

Грядущий театральный сезон начинается с экспериментов

В минувшие выходные театральная лаборатория «PRO ART`S» в ходе подготовки к новому театральному сезону представила спектакль по пьесе Алексея Житковского «Горка». Это произведение стало «Лучшей пьесой 2018 года» по версии объединенного конкурса современной драматургии «Кульминация», а постановка Константина Солдатова, непременно, станет еще чем-то «лучшим», поскольку уже заслуженно вызвала самые теплые чувства и эмоции.

Театр абсурда

Местами смеясь, но почти всегда с грустью, авторы спектакля попытались рассказать о суматошной жизни абстрактного детского сада, ставшего, как и положено в театре, своеобразным местом противостояния в борьбе с жизненным абсурдом. Абсурда здесь хватает. Работа над приближающимся новогодним утренником вступает в конфликт со строительством ледяной горки, возведение которой – дело чести для каждой группы этого учреждения. Воспитательница Настя оказывается заложницей непростой ситуации. Те люди, что помогают ей в строительстве горки, фактически удерживают ее от скатывания на дно, в трясину социальных и прочих неравенств. По этой горке можно не только стремительно съезжать со смеющимися ребятишками, но и безоглядно скатываться, что называется, «по наклонной». Горка – главное сооружение той нечеловеческой системы, в которой приходится существовать героям пьесы. И лишь с появлением мальчика Озода, плохо говорящего по-русски, но, по-своему понимающего смыслы этой жизни, появляется надежда на что-то светлое и человеческое.

Кино + театр

Собственно, все действие зритель наблюдает на большом экране, не очень понимая, в театр он пришел или в кино. Впрочем, между делом можно подсмотреть, как этот «фильм» рождается – перед установленной на сцене видеокамерой актеры принимают тот или иной образ, а технические работники колдуют со спецэффектами. Фильмом это можно назвать весьма условно. Это, скорее, видеотрансляция, которая, всякий раз будет выглядеть по-иному. Весь этот технологический синтез внес путаницу в определение жанра. Что же получилось в результате – спектакль-киноспектакль-видеоутренник-фильмоспектакль? – не решили даже сами создатели.

Главную роль в пьесе сыграла Анастасия Ивашкина, известная многим, как журналист телерадиокомпании «Ника», отличившаяся целым рядом программ, посвященных актерам и театральному искусству вообще. И вот – сценический дебют. И сразу – удача! И главную героиню тоже зовут Настя… Еще одну роль в спектакле сыграл Клец-младший. И, хотя многим уже посчастливилось познакомиться с вокальными экспериментами Кирилла на сцене, это уже вполне серьезная заявка на драматическую стезю.

Прочие не менее хороши. Это и Анна Сорокина, и Ирина Якубенко, и Эльвира Нежельская… Калуга не пребывает во сне самоуспокоенности – она ищет и находит, она экспериментирует и не стесняется приглашать публику поучаствовать в чем-то неожиданно новом. Кстати, слухи о явной «чернухе» в постановке оказались слегка раздутыми. Ни сквернословия, ни рукоприкладства зрителю заметить не удалось, хотя перед началом действа имели место соответствующие предупреждения.

Сергей ГРИШУНОВ
Фото С. Гришунова