Космос – дело не для одного поколения технократов

Космос – дело не для одного поколения технократов

Так считает председатель калужской городской общественной организации ветеранов космодрома «Байконур» подполковник запаса Александр Александрович Гущин, отдавший службе в ракетно-космических войсках Советского Союза 38 лет и работая в отделе анализа летно-технических характеристик разгонных блоков таких знаменитых межконтинентальных баллистических ракет, как «Циклон», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия». Сейчас ветеран вместе с коллегами — бывшими испытателями космической техники проводит большую учебно-просветительскую работу, рассказывая в школьных и студенческих аудиториях Калуги о перспективах развития ракетно-космической отрасли России XXI века.

Люди космического старта

Александр Гущин вырос в семье военнослужащих. Из-за частой смены места службы отца ему пришлось сменить восемь школ. Окончив среднюю школу, Александр в этот же год поступил в Самарский авиационный институт имени Королева.

— Здесь началось мое знакомство с основами создания космической техники — вспоминает ветеран. — С первого года обучения нас, студентов, оформляли на работу на предприятия авиационной отрасли. Я попал на завод имени Фрунзе. Весь первый курс мы, по сути, обучались как студенты-вечерники, потому что в две или три смены работали на производстве. Интересно, что занятия в институте для нас также проводились в две смены. Приходилось нелегко, но мы накапливали опыт, получали практику, общались с рабочими, инженерами, учились работать в коллективе, понимать чувство общей ответственности, знакомились с технологиями авиационной и ракетной промышленности. Это была для нас, студентов, потрясающей важности практическая жизненная школа.

По окончании института молодым специалистом я был направлен в ОКБ (опытное конструкторское бюро), которое возглавлял выдающийся Генеральный Конструктор авиационных и ракетных двигателей, академик, Герой Социалистического Труда Николай Дмитриевич Кузнецов. В этом конструкторском бюро тогда создавались и проходили отработку ракетные двигатели для сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1», предназначенной для реализации нашей лунной программы. Молодой инженер-механик, я был направлен в отдел надёжности, который занимался расчётно-аналитической оценкой стендовой отработки ракетных двигателей для ракеты-носителя «Н-1». Около пяти лет я занимался вопросами наземной отработки этих двигателей.»

Одной из модификаций был теперь знаменитый и всемирно известный двигатель НК-33, который и по настоящее время не имеет аналогов по своим высоким техническим характеристикам.

— В тот сложный период в стране шло интенсивное развитие ракетных войск, нужно было большое количество подготовленных специалистов, и много гражданских инженеров, имеющих соответствующую подготовку, как офицеры, были призваны в армию. В 1971 году был призван в Советскую Армию и я, и направлен на космодром Байконур, — говорит Александр Гущин. — Там принимал участие в лётных испытаниях ракеты-носителя «Н-1». За годы службы совместно с другими сотрудниками своего отдела участвовал в анализе результатов более чем 320 пусков ракет-носителей типа «Союз», «Протон», «Зенит», их модификаций, в летных испытаниях ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В составе боевых расчетов космодрома являлся участником многих космических программ исследования планет Солнечной системы, программ международных космических полетов.

Знания — молодежи

У подполковника Гущина более 20 научных работ и изобретений. За доблестный труд и весомый вклад в развитие космической техники ему присвоено звание «Заслуженный испытатель космодрома Байконур» и «Заслуженный испытатель космической техники».

— Мы, техническая молодежь 60 — 80 годов прошлого столетия, попавшая волею судеб на космодром Байконур, испытывали гордость и личную причастность к колоссальной работе первопроходцев по созданию ракетного щита нашей Родины, — рассказывает Александр Гущин. – Сейчас же к космической теме в целом, и практической деятельности космической отрасли РФ в частности внимание общественности заметно снизилось. А зря, в силу ряда объективных причин наша страна заметно уступает ученым космической отрасли США, которые перешли на 4-5 технологический уровень развития космической отрасли.

В беседе он посетовал, что обычно о калужанах – ветеранах космодромов «Байконур» вспоминают накануне 12 апреля – Дня космонавтики и первого в мире полета Юрия Гагарина в космос. Такой формальный подход в корне неверен, поскольку эти люди – инженеры, разработчики пилотируемой техники, вспомогательный персонал, научные сотрудники, военные, занятые в оборонных и разведывательных космических программах, достойны того, чтобы о них рассказывать молодежи как можно чаще, говоря также о перспективах космической отрасли, огромных возможностях самореализации в ней молодых людей.

– Нынешняя задача меня и моих коллег – ветеранов Байконура – донести до учащейся и студенческой молодежи города Калуги важную мысль — без качественного образования, хороших базовых знаний русского и иностранных языков, основательного изучения математики, физики, биологии подрастающим поколением не будет прогресса в развитии российской науки, техники, экономики, в том числе космической отрасли. Глобальные перспективы мирной жизни россиян, да и всего человечества на такой уютной, по словам Ю.А. Гагарина «голубой планете — Земле» способна обеспечить динамично развивающаяся космическая отрасль, — считает Александр Гущин.

Беседовал Александр ТРУСОВ.

Фото В. Продувнова, архив музея школы № 45.