Курс – на классику?

Курс – на классику?

Что ожидает каждый зритель от своего визита в театр, тем более от премьер? Наверное, чего-то нового. Возможно, некоего откровения, позволяющего взглянуть на жизнь иначе… Удается ли сегодняшнему театру не обмануть подобных ожиданий?

27 января, открывая премьерой юбилейный 240-й год с момента основания Калужского драматического театра, режиссер Анатолий Бейрак представил на его сцене свое видение классического английского юмора. Комедия Ричарда Бринсли Шеридана «Соперники» является самым ранним произведением одного из крупнейших драматургов-сатириков XVIII века в Англии. Разбираясь во взаимоотношениях персонажей, публика может и посмеяться, и что-то «намотать на ус», и получить удовольствие, собственно, от игры. Герои пьесы тем временем ухитряются основательно запутать друг друга, и именно эта путаница, порождающая множество уморительных, а вместе с тем и поучительных ситуаций, помогает понять, что часто главный соперник своего счастья – ты сам.

Возможно, Анатолий Бейрак сильно рискует, обратив свое внимание на юмор более тонкий, нежели имевший место в различных предыдущих постановках на калужской сцене. Шеридан, по мнению режиссера, не устарел. Как и два с половиной века назад, людей волнует все то же – ревность, запретная любовь, запятнанная честь и скорейшее решение личных проблем. Придав драматургии толику современности, а сценографии – классический вид, авторы постановки заставили действующих лиц петь и разбираться со своими проблемами в зеленом регулярном парке работы художника Максима Железнякова и щеголять в добротных костюмах, созданных Оксаной Богданович.

Чопорная Англия и ее обитатели были представлены актерами Михаилом Кузнецовым, Леонидом Клёцем, Марией Артемьевой, Дмитрием Денисовым, Дарьей Кузнецовой, Ольгой Петровой и другими. Музыкальную атмосферу бережно создали участники любимого калужанами ансамбля «Родные и близкие» – живая музыка теперь присутствует практически в каждом спектакле.

Интересно то, что Анатолий Бейрак призывает относиться к Шеридану как к некоему эталонному образцу сценического юмора, допуская, что каждый российский театр в состоянии иметь в своем репертуаре пьесы этого английского сатирика, и что такое положение вещей будет театрам только на пользу. Во всяком случае новый главный режиссер театра берет курс на классику. Тому пример – предыдущие постановки спектаклей «Два веронца» и «Венецианские близнецы». Остается дождаться Островского, Толстого или Сухово-Кобылина.

Сергей ГРИШУНОВ

Фото С. Гришунова