Настя Полева: «Я артист не плодовитый, но требовательный»

Настя Полева: «Я артист не плодовитый, но требовательный»

В начале этой недели в Калуге с акустическим концертом в баре Garage выступила замечательная российская исполнительница, музыкант, поэт и композитор Настя Полева.

Она хорошо знакома любителям отечественной музыки еще с конца 80-х годов прошлого века как одна из ярчайших представителей уральского рока наряду с группами «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс» и многими другими и сотрудничеству с музыкантом и мужем Егором Белкиным. Свою программу российская Кейт Буш посвятила памяти выдающегося постсоветского поэта, стоявшего у истоков свердловской рок-музыки, Ильи Кормильцева, день памяти которого отмечался 4 февраля.

– У меня в репертуаре не так много песен, которые для меня написал Илья, – рассказала исполнительница в интервью нашему корреспонденту на следующий день после концерта. – Не так давно я записала его песню «Твоя тень» для трибьюта «Иллюминатор», где песни Кормильцева исполняют совершенно разные музыканты. Для меня его значение заключается в том, что это был самый продуктивный и золотой период группы «Наутилус Помпилиус» – от альбома «Разлука» до «Крыльев». Дальше, с «Яблокитая», я их уже так не воспринимаю. Илья для «Урфин Джюса» много писал, в котором играл Егор. Многие тогда не понимали эти необычные стихи. Например, в одной из песен были строчки «актер в черно-белой пленке». Я сначала всерьез думала, что это человек, обернутый в пленку, а на самом деле он имел в виду актера черно-белого кино.

– В вашей жизни и творчестве был еще один замечательный человек – кинорежиссер Алексей Балабанов?

– Рок-клуб в Свердловске создавался на его глазах, он тогда познакомился с молодыми «наутилусами», услышал песню «Клипсо Калипсо» в моем исполнении и решил вставить ее в фильм «Раньше было другое время». Я с одной сессии ее записала. В нем «Наутилус Помпилиус» играл свои первые песни. Балабанов в своих первых фильмах охватил всю свердловскую рок-н-ролльную тусовку.

Потом мы встретились в Ленинграде, куда режиссера взял в свою мастерскую Алексей Герман. Я уже в Питере жила с 1993 года. До этого Балабанов успел снять «Счастливые дни» с Виктором Сухоруковым, которыми восхитились французы и дали ему денег на экранизацию «Замка» Кафки. Тогда кинематограф был в мертвой зоне, в том числе финансово, дико популярным становился сериал «Улица разбитых фонарей», уже вышли первые эпизоды. На одном из кинофестивалей Алексей увидел Бодрова, только снявшегося в фильме «Кавказский пленник», и предложил ему роль Данилы в «Брате», написав ее специально для Сергея.

А нас он просто позвал, сказал, чтобы мы пришли в место, которое тогда было популярно среди художников и музыкантов. Клубов еще в городе не было, и мы собирались у одного художника на канале Грибоедова, это что-то типа салона было. Алексей попросил просто естественно вести себя, и мы воссоздали одни из таких посиделок. Там были Чиж, Наталья Пивоварова из «Колибри», Слава Бутусов, из «Аквариума» несколько музыкантов. Алексей увидел, что я с Чижом общаюсь насчет новых песен, показываю ему на гитаре аккорды, а Чиж подпевал, и попросил повторить это все на камеру. Мы это и сделали, хотя сначала планировалось другое, я бы там просто мелькала, а получилась импровизация.

– Причем в одной из самых интересных сцен фильма.

– Да, мы с Чижом ходили в тон-ателье на озвучку, так что эту песню можно считать одним из первых дуэтов.

– Ваш номерной альбом вышел в 2008 году. Почему вы делаете такие большие паузы в их записи?

– Синглами я что-то выпускаю – совместные с кем-то, или песни, что мне пишут, каждый год по несколько. У меня есть определенный новый материал, но меня пока к нему не тянуло. Я всегда готова была к тому, что в творчестве может возникнуть какой-то пробел, пустота. После каждого альбома у меня было ощущение, что он появился случайно, что я больше не смогу подобное сделать. Что-то появлялось новое, и я снова думала: ну вот, просто повезло. Я считала это естественным – если что-то есть, то хорошо. А просто сидеть и непонятно что сочинять я не хочу. Я не плодовитый в этом отношении человек, но очень требовательный, и то, что я хочу получить на выходе, должно быть хорошо.

– Вы наблюдаете за текущим музыкальным процессом, какие группы и исполнители вам нравятся в отечественной музыке?

– В принципе я ориентируюсь на давно функционирующие группы, типа «Смысловых галлюцинаций», «Чичериной» и следующее за ними поколение – «АлоэВера» например. Мне нравятся те, которые не в рэп-тусовке, а делают акцент больше на музыку. На сердце ложатся группа «Полюса», «Маркшейдер кунст», Евгений Федоров в трех своих коллективах. Мне нравится, что провинция оживает, и пример здесь «Рекорд Оркестр» из Владимира, я за вокалиста болела в «Голосе». Я еще личностно к этому отношусь, мне важно, чтобы люди были симпатичны.

– В чем, по-вашему, заключается такая популярность рэпа у нас сейчас?

– Это как шансон, только для более молодых, где, как и в шансоне, главное не музыка, а слова. Поколение находит в рэпе для себя что-то. А вот баттлы мне не нравятся, потому что это просто публичное оплевывание друг друга, прикрываемое цитатами из поэзии, ссылками на серьезных авторов, чтобы показать себя, но на самом деле унизить своего соперника.

– Смогут ли слушатели рэпа перейти на более высокий уровень и воспринимать другую музыку?

– Конечно. Например, армия «Алисы», «Короля и шута», они подрастают и уходят, а у основного количества слушателей возрастной ценз не меняется. Аудитория, которая ходит на них, четко определенного возраста. Потом поклонники вырастают и переходят на другую музыку. Конечно, до конца кто-то остается с той же «Алисой», но на концерты уже так отчаянно не ходит.

– Вы как-то пересекаетесь сейчас со своими друзьями по Свердловску?

– На фестивалях в основном. Я участвовала в прошлом юбилейном туре «Наутилуса Помпилиуса», исполняла несколько песен. В нынешний, юбилейный, насколько я знаю, он никого не приглашал.

– В чем, по-вашему, причина, что Бутусов распустил группу «Ю-Питер»?

– Слава любит что-то менять. Он вообще фанат творчества, хотя не очень любит концертную деятельность, но без нее никак нельзя, на ней артисты зарабатывают, в турах и все пластинки расходятся. Славе нравится запись, студия. У него на первом месте сейчас стоит семья, и музыкантов он отбирает таких, чтобы была спокойная комфортная обстановка, без споров и стрессов.

– Вы, как и Бутусов, окончили архитектурный институт. Что-то для себя рисуете?

– В институте я рисовала по необходимости, не от природы. По сравнению с другими я не очень, а вот Слава Бутусов очень хорошо рисовал – графику, юморные рисунки, дружеские шаржи пером.

Хотя дизайн альбомов делаю сама. Также занимаюсь визуальным оформлением своих концертов – придумываю его полностью сама. И для видео тоже.

– Чем сейчас занимается Егор?

– Воссоздан «Урфин Джюс», и он иногда с ним ездит, если группу куда-то приглашают. У него есть еще свой сольный проект, и он хочет сделать его концертный вариант. Ему нравится участвовать во многих проектах. Мне, кстати, тоже. Я три года ездила с программой «Би-2» и симфоническим оркестром, много разных дуэтов исполнила. Наверное, альбом из них соберу, есть такое предложение.

– А полноценную программу с камерным или симфоническим оркестром не хотите сделать?

– Это очень дорогое удовольствие. Насколько я знаю, гастрольную жизнь с ним могут позволить себе из наших групп только «Би-2». В плане мечты, конечно, такие есть, но я уже дико благодарна опыту, который у меня появился. Оказалось, это очень легко и шикарно, если ты подготовлен, что сзади тебя такая махина и ты с ней составляешь одно целое.

Андрей ГУСЕВ

Фото Дениса Алексеева из группы Bar Garage «Вконтакте»