Освобождение от кабалы на театральной сцене

Освобождение от кабалы на театральной сцене

Калужский драматический театр продолжил обращаться к творчеству Михаила Булгакова и сразу после постановки «Ивана Васильевича» предложил зрителю спектакль режиссера Валерия Якунина – «Королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках». Столь причудливое название скрывает историю о французском драматурге – господине Мольере, более известную как «Кабала святош».

4 марта режиссер представил на суд зрителя противоречивые коллизии взаимоотношений художника и власти. Мольер в исполнении Валерия Смородина, автор пьес и владелец собственной труппы, вынужден считаться со вкусом короля, получая взамен высочайшее покровительство. Но лишь одно легкомысленное увлечение – и все идет прахом. Увлечения и привязанности, позволяющие ему балансировать на краю пропасти, выражены порой самоотверженной игрой Надежды Ефременко, Анны Сорокиной, Светланы Никифоровой. Как всегда, неподражаем Михаил Кузнецов в роли Бутона – слуги Мольера и тушильщика свечей в театре.

Написав пьесу о драматурге, вынужденном подстраиваться под власть, Булгаков в свое время подчеркивал, что история относится только к Мольеру и только к XVII веку, что современность в ней он никоим образом не затрагивает. Валерий Якунин поступил наперекор автору. В каждой сцене он находит способы напрямую заговорить со зрителем о том, что все персонажи, вероятно, живы до сих пор и их злоключения имеют место во всякие времена.

Пьесу «Кабала святош» о Жане Батисте Мольере Михаил Булгаков написал для Художественного театра в 1929 году. МХАТ принял её к постановке, но пьеса все же была запрещена соответствующими инстанциями. Только спустя полтора года, после того как состоялся разговор Сталина с автором, в октябре 1931 года постановка пьесы была разрешена. Интересно то, что на сцене Калужского театра Мольер тоже получает от Людовика XIV дозволение ставить своего «Тартюфа» и только тогда, несмотря на преграды со стороны церкви, такая постановка оказывается возможной.

Как много нынче готовы отдать те, кто выходит на сцену или играет свои роли в жизни, за то, чтобы как можно чаще слышать среди тишины – «Король аплодирует!»?… Кабала разного рода жива и по сей день, а избавиться от нее дано далеко не каждому. Повествование о судьбе «слишком серьезного шута» остается современным, актуальным и таким, которое просто заставит задуматься о высокой цене шутки, когда та слишком правдива.

Сергей ГРИШУНОВ. Фото автора.