Приезжают одни, а проблемы – у других

Приезжают одни, а проблемы –  у других

Приток иностранных граждан, прибывающих на территорию области, в последнее время возрос в несколько раз. Нагрузка на миграционную службу региона постоянно увеличивается – здесь принимают заявления о постановке на миграционный учет, о получении разрешения на труд, на разрешение на временное проживание в рамках квоты, установленной Правительством РФ, в рамках региональной программы переселения соотечественников в Калужскую область.

Внешне работа миграционной службы выглядит пристойно и обстоятельно. Управление Федеральной миграционной службы России по Калужской области, располагающееся по улице Товарной, 23, находится в заново отремонтированном здании, которое вокруг уже обросло целым комплексом палаток. Предприимчивые люди не преминули предоставить мигрантам услуги по ксерокопированию, перевод документов и просто торговлю напитками и продуктами питания.

17 июля исполняется год со дня открытия Единого миграционного центра на улице Гурьянова, 32. Учреждение расположено в микрорайоне Силикатный, и его основными задачами являются оказание информационной и консультативной поддержки в сфере миграции. Здесь же можно пройти медосмотр.

Однако старые проблемы, связанные с подобным центром, созданным некогда в микрорайоне Анненки, напоминают о себе и здесь. Недавнее посещение этого района секретарем местного отделения партии «Единая Россия» по городу Калуге Алексеем Волковым для решения рабочих вопросов в первичных организациях показало, что немало здешних жителей относятся к столь нежелательному соседству весьма негативно.

В калужском миграционном центре на улице Веры Андриановой, 62 в минувший четверг мы обнаружили большие очереди. Люди стояли в них, чтобы оформить гражданство, зарегистрировать в своей организации иностранных сотрудников или продлить разрешение на патент. В помещении душно, нет элементарных бытовых условий, в том числе туалета.

По словам Людмилы, приехавшей в 9 утра продлить патент, а она работает в качестве гувернантки в калужской состоятельной семье, в сформированной самими посетителями очереди уже было записано 45 человек. Беседовали мы около полудня, а прием начинался с 14.00.

– Для оформления необходимых документов нужно отстоять многочасовую очередь и только тогда получить нужные бумаги. Причем делать это необходимо регулярно – один раз в три месяца, – говорит Людмила.

Неподалеку в очереди работодателей мы познакомились с представителем строительной компании Ларисой, которая оформляла разрешения на работу своим сотрудникам. По ее словам, бывает она здесь часто, обычно ждать в очереди приходится два и более часа.

– Калужская область по-прежнему остается привлекательной и для иностранных работников, и для переселенцев из бывших республик Советского Союза. В этих людях наш регион заинтересован. В то же время посещение миграционной службы отнимает и у тех, кто хочет начать новую жизнь на Калужской земле, и у нас, работодателей, много времени и нервов, – отметила Лариса.

Обе посетительницы в один голос говорили о необходимости упрощении получения услуг. В Калуге работают многофункциональные центры, с помощью которых можно значительно разгрузить создавшиеся очереди. Но пока этим серьезно не занимаются.

Для решения наиболее сложных задач, возникающих в сфере решения конкретных вопросов по конкретным людям, органы УФМС взаимодействуют с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калужской области и совместно находят выход. Однако следует задумываться не только о правах мигрантов, но и о тех, кто уже живет здесь и трудится. Оказывая кому-то помощь, мы не замечаем интересы других, превращая понятие «соотечественники» в довольно размытый термин, иногда не объединяющий всех, а наоборот.

Александр ТРУСОВ, Сергей ГРИШУНОВ. Фото С. Гришунова и В. Продувнова.