С любовью к театру кукол

С любовью к театру кукол

Сегодня «КН» рассказывает о семье калужских оптимистов-единомышленников, которые безумно любят творчество, живут и дышат им. Всех родственников объединяет одно большое увлечение – семейный кукольный театр.

 

Всё начиналось с глиняных кукол

Итак, история одной семьи и их маленького кукольного театра. Началось семейное увлечение с дедушки и бабушки. Вера Савельевна Крыжченко росла в многодетной семье. Она очень любила лепить глиняные игрушки. И что только не рождалось в её руках! И козлики, и волки, и медведи, и лисицы, и зайцы, которые превращались в настоящую глиняную сказку. В тяжёлые военные годы, когда господствовали голод и холод, братья и сёстры с удовольствием согревали свои души её сказками, которые она не только рассказывала, но и показывала с помощью настольного театра глиняных игрушек.

Юрий Васильевич Зубарев рано потерял родителей, воспитывался в коммуне. Именно здесь ему привили любовь к театральному искусству. Юноша прекрасно знал все московские театры, их актёров, да и сам играл в театральном коллективе. Во время Великой Отечественной войны Зубарев защищал Москву, за что был награждён орденом Красной Звезды. Потом волею судьбы он попал в глухое уральское село, где росла Вера. Здесь молодые люди встретились, и родилась семья, в которой просто некогда было скучать.

 

Создать театр помогла книга Сергея Образцова

Послевоенное время было материально трудным, а вот духовную пищу семья искала сама. Вера Савельевна в то время была заведующей клубом, на крохотной сцене которого ставились пьесы Антона Чехова. Многодетная семья девушки была чрезвычайно бедной, но братья и сёстры любили творчество и с удовольствием принимали участие в спектаклях. Сестра Веры – Анна купила трофейный аккордеон, самостоятельно научилась играть на нём – так спектакли получили музыкальное сопровождение. Вот такая труппа отправлялась на «гастроли» по далёким уральским сёлам. Многие километры пути преодолевались на телегах и санях. Свою дочь Наташу супруги брали с собой. Во время выступлений она мирно посапывала за кулисами в коробке из-под костюмов.

Однажды главе семьи в руки попала книга Сергея Образцова, и супруги загорелись идеей создания театра кукол. Так стали рождаться из кусочков ткани, бумаги и клейстера персонажи кукольного театра: Петрушка, Баба-яга, Дед, Медведь, которые положили начало семейному кукольному театру.

 

Все члены семьи – актеры

В 1960 году судьба забросила семью в один из горных посёлков Таджикистана. В далёкие аулы везла самодеятельный кукольный театр крытая брезентом машина. Чумазые ребятишки, плохо одетые взрослые, почти не знавшие русского языка, завороженно смотрели сказки «Гуси-лебеди» и «Маша и Медведь».

В 1962 году семья перебралась в узбекский город Алмалык. Юрий Васильевич преподавал физику и математику, Вера Савельевна работала во Дворце культуры металлургов. Оба играли в народном театре при дворце. Репертуар театра был разнообразным: «Васса Железнова», «Егор Булычев и другие» Максима Горького, «Юбилей» Антона Чехова, «Мышеловка» Агаты Кристи. Вера Савельевна успешно вела детский кукольный кружок, непременным участником которого была ее дочь Наташа, которая уже не представляла свою жизнь без своих друзей – кукол. Постоянные выступления кукольного театра в детских садах, в парках, в пионерских лагерях не давали задумываться над проблемами.

Во Дворце Наталья встретила будущего супруга Александра Люкшина. К тому времени он, окончив хореографическое училище, вел занятия в танцевальном коллективе, с удовольствием играл в детских спектаклях и конечно же участвовал в выступлениях кукольного театра.

Дело продолжают внуки и правнуки

Вот в такой творческой атмосфере росли дети и внуки.

– Необыкновенным, сказочным, таинственным местом казалась ширма изнутри. Здесь проходили наши неофициальные встречи с куклами, со своими любимцами – щенком Васильком, Котом Котофеевичем, с девочкой Капризкой. И тогда они были нашими детьми, которых мы укладывали спать, кормили, играли с ними, – рассказывает одна из дочерей Натальи и Александра Марина. – Прошло время, мы выросли, но наша жизнь по-прежнему связана с кукольным театром. В настоящее время я, моя сестра и мама работаем в Канищевском доме культуры. Я – Марина Морозова – директор, сестра – Олеся Ерохина – художественный руководитель, а мама – Наталия Георгиевна Люкшина – режиссер народного кукольного театра. Подрастает и новое поколение культработников – дочка Алина и племянница Алёна. Они уже сейчас наши полноценные помощники.

 

Справка «КН»

Народный самодеятельный коллектив «Канищевский кукольный театр» в прошлом году отметил тридцатилетие. В год здесь ставят 2-3 новых спектакля. Артисты, а это около 30  ребят, выступают не только в клубе, но и в школах, детских садах, на городских мероприятиях. Самые популярные у зрителей спектакли «Как кот Котофей зайку обидел», «Петушок – золотой гребешок». Олеся Ерохина – художественный руководитель театра, сама пишет сказки, по которым в дальнейшем ставятся спектакли.

Таня МОРОЗОВА

Фото В. Продувнова