У Калуги появится культурно-гастрономическая ось

У Калуги появится культурно-гастрономическая ось

Менее чем через месяц после того, как губернатор Анатолий Артамонов предложил расселить и сделать пешеходной на всем ее протяжении Театральную улицу, Городская Управа разработала концепцию развития этой улицы.

Витрина творчества и фестиваль капусты

– Наша цель – развитие улицы Театральной в первую очередь как общественного пространства. И основную идею, которую мы закладываем в развитие улицы Театральной, можно выразить в двух словах – это культурно-гастрономическая ось города, – сказал, представляя 13 мая эту концепцию на «Точке кипения» в Инновационном культурном центре, заместитель начальника управления экономики и имущественных отношений Виталий Еремеев.

Предполагается, что эта ось соединит улицу Кирова с улицей Баженова и сквером имени Ленина и станет местом для семейного отдыха, самореализации творческих людей и площадкой для развлечений. Строить ось предлагается в три этапа. На первом будет развиваться участок от улицы Кирова до улицы Дзержинского, который пешеходы получили в свое распоряжение еще несколько лет назад. Здесь предлагается создать «витрину творческих объектов», которую отдадут художникам и народным мастерам, детский уголок, концертную площадку для проведения фестивалей и расширить существующую зону общественного питания. Одним из фестивалей, которые будет принимать Театральная, должен стать фестиваль капусты.

– Мы постараемся обыграть тему, связанную с театром, – объяснил, почему был выбран именно этот овощ, Еремеев.

Потом придет очередь отрезка, соединяющего улицы Дзержинского и Достоевского. В третью, последнюю, очередь предлагается взяться за «топор» – нижний участок Театральной с примыкающим к нему сквером Ленина.

Снять напряженность

Делать это будут в том числе за счет частных инвесторов, формируя у них отсутствующий сегодня спрос на Театральную улицу и предоставляя преференции. Для того чтобы не усиливать напряженность в центре города, перекрывать улицы Дзержинского и Достоевского, которые пересекают Театральную, разработчики концепции предложили лишь по выходным. Депутат Городской Думы Владислав Сахарчук предложил еще более щадящий вариант – оставить автомобилистам и Театральную. Но – лишь по будням, а на выходные отдавать ее пешеходам.

– Это примирит автомобилистов и пешеходов, – сказал он.

Результатом всех этих преобразований должно стать превращение Театральной в калужский Арбат. Сейчас ее тоже так часто называют. Но пока Арбат мало напоминает даже верхняя, пешеходная, часть Театральной, по вечерам превращающаяся в пустыню.

– А мы должны заставить Театральную жить с утра до вечера, – сказал Виталий Еремеев.

Услышав об этом, краевед Юрий Юрьев выразил опасение, что результатом всех этих преобразований может стать утрата лица Театральной. А ведь это – одна из немногих улиц Калуги, которой его еще удалось сохранить.

– Попробуйте сначала с маленьким кусочком, – предложил он.

Но Еремеев заверил, что лицо Театральной не пострадает. Одной из ключевых задач он назвал создание единого архитектурного кода для этой улицы. Закрывающих фасады аляповатых вывесок не будет, пообещал он. Однако это убедило не всех.

– Сначала пол нужно подмести у себя в доме, а потом уже стелить ковер, – такое предложение внес один из участников обсуждения.

– Там нужно сделать заповедник. Центральная часть города, историческое место, кривые улочки, дома XVIII-XIX веков. И сейчас из них вы собираетесь сделать развлекаловку! – предложила взявшая слово вслед за ним экскурсовод Ирина Роднянская.

Перемен требуют наши дворы

Однако большинство все же высказалось за перемены более глобальные, чем «подметание пола». В числе сторонников глобальных перемен на Театральной улице оказался и директор Калужского драматического театра Александр Кривовичев. К идее сделать часть Театральной площадкой для театральных экспериментов он, правда, отнесся скептически. У директора драмтеатра также есть опасения, что все, по отечественной традиции, может закончиться ремонтом фасадов:

– Дворы, которые существуют там (поверьте, я обходил все, когда покупал мебель для театра), – это клоаки, жуткие совершенно. И если при нашей потемкинской деревне, которую мы можем сделать, будут вот эти закутки, пахнущие туалетами, то смысла в этом не будет.
Наследие из руин или самообновление города?

Есть и другая проблема, о существовании которой напомнил участникам обсуждения главный редактор журнала «Калугахаус» Кирилл Гусев. Большая часть зданий на Театральной улице являются выявленными объектами культурного наследия. И сделать с ними что-либо без утвержденного областным минкультом проекта не удастся.

– Просто оставить, любоваться, ходить – это здорово. Но кто будет развивать, кто будет поддерживать эту улицу в нормальном состоянии? Кто будет сохранять эти объекты? – обратился к противникам «развлекаловки» Городской Голова Дмитрий Разумовский, которому слово предоставили после того, как высказались все остальные участники дискуссии.

Из-за отсутствия в бюджете средств ответ на эти вопросы, по мнению Городского Головы, может быть только один:

– Это использование того потенциала, который, на мой взгляд, совершенно не реализован в нашем городе, – город, как экономический субъект, который сам, за счет своих территорий воспроизводит добавленную стоимость, зарабатывает. И для меня, как экономиста, это крайне важный момент – органично, грамотно развивать город, чтобы это была самовоспроизводящаяся конструкция.

Он добавил, что опыт создания таких конструкций в России есть. Его надо лишь творчески переработать и гибко, с учетом мнения большинства, перенести на нашу действительность. Преобразование Театральной улицы будет постепенным, пообещал Дмитрий Разумовский.

Процесс, по его оценке, может занять и пять, и десять лет. И начать его нужно с проведения комплексного исследования, в котором должны быть учтены все нюансы этого проекта – и экономические, и социальные, и культурные. Только тогда этот проект «выстрелит». Если это произойдет, Калуга получит не только преображенную Театральную улицу, но и модель для развития других улиц старого города, полагает Городской Голова.