Участники Вахты Памяти нашли фрагменты советского бомбардировщика

Участники Вахты Памяти нашли фрагменты советского бомбардировщика

экипаж ПЕ-2. 10-52О том, что в районе деревни Космачи, что рядом с дорогой на Юхнов, упал наш бомбардировщик, было известно давно. На прошлой неделе проверить эту информацию решили поисковики из отряда «Военный историк».

Известно, что 10 октября 1941 года по дороге в сторону Калуги двигалась большая колонна вражеских войск с автомобилями и иной техникой. Внезапно с запада в небе показались два советских бомбардировщика, один из них – горел!

Горящий самолёт развернулся над полем, и в небе забелели два парашюта. После этого объятая огнём машина устремилась прямо в двигавшуюся колонну врагов. Раздался сильный взрыв, который возвестил о бесславной смерти многих захватчиков и о героическом подвиге безымянного лётчика.

Как вспомнили старики, которые тогда были ребятишками, они обнаружили останки советского лётчика в нескольких десятках метров от места падения. Вероятно, силой взрыва его выбросило из кабины. Дети тогда взяли планшет и пистолет ТТ, которые у них отобрали немецкие солдаты. Разозлённые гитлеровцы сбросили останки лётчика в воронку на месте падения самолёта, облили бензином и подожгли…

Руководитель «Военного историка» Лев Марченков расспросил старожилов о событиях тех далеких дней, и его ждала удача. Местная жительница Зинаида Кутузова, которой тогда было около 10 лет, указала практически точное место падения самолёта.

Фрагменты самолёта лежали в 7-8 метрах от дороги. Сначала поисковикам попадались обломки дюралевых частей самолёта, а потом из земли вытащили бронеспинку от сидения пилота, остатки одного мотора. Нашли элементы обшивки и двигателя, три пулемета, один из них – крупнокалиберный. На моторе удалось прочитать заводской номер – РА 135-1356. По архивам выяснили, что моторы с такими номерами были у бомбардировщиков ПЕ-2.

Далее удалось выяснить, что ещё в 1962 году, при ремонте дороги, ковшом автогрейдера, из земли в этих местах был вывернут пропеллер и еще один двигатель с заводским номером РА 135 1528. Их тогда увезли на Калужский турбинный завод, а уже с завода их забрали некие компетентные специалисты из Москвы.

Несколько лет назад на имя Виталия Бессонова, возглавлявшего областной краеведческий музей, пришло письмо с рассказом о том событии. От него поисковики и узнали об этом случае. Льву Марченкову удалось установить точные имена героев-лётчиков. Это командир бомбардировщика Пе-2 и пилот младший лейтенант Денисов Виктор Михайлович 1915 г.р. из города Горький, штурман-наблюдатель младший лейтенант Кравцов Иосиф Петрович 1917 г.р. из г.Лисичанска Луганской области Украинской ССР, и сержант Гришин Николай Степанович 1917 г.р. из Томской области. Они воевали в 46-м Скоростном бомбардировочном авиаполку. Из сведений, найденных в архиве, следует, что из того боевого вылета не вернулся и второй упоминаемый в статье бомбардировщик…

О находке на планёрке у губернатора рассказал заместитель губернатора Руслан Смоленский.

– Нам это позволит получить подтверждение этих данных в военных архивах и, соответственно, найти родственников членов экипажа, который геройски, повторив подвиг Гастелло, погиб на нашей земле, – сказал он.

В свою очередь губернатор Анатолий Артамонов поблагодарил всех, кто принимал участие в этой работе и распорядился установить на месте гибели героического экипажа памятный знак ко Дню Победы. На его открытие постараются пригласить и родственников погибших летчиков.

Валерий ПРОДУВНОВ.

 

DSC00009 DSC00016 DSC00026

младший лейтенант Виктор Денисов, младший лейтенант  Иосиф Кравцов и сержант Николай Гришин

младший лейтенант Виктор Денисов, младший лейтенант Иосиф Кравцов и сержант Николай Гришин