В школах Калужской области изменится не только среда….

В школах Калужской области изменится не только среда….

В Калуге состоялась защита проектов создания личностно-развивающей образовательной среды, подготовленных управленческими командами тринадцати образовательных организаций области. Мероприятие прошло в рамках реализации в Калужской области Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала.

Защиту открыл министр образования и науки Калужской области Александр Сергеевич Аникеев: «Я очень рад, что у нас образовался такой союз: команды школ и детских садов, коллеги из Института развития образования, Московского городского педагогического университета и фонда «Вклад в будущее».  Это вселяет уверенность в том, что мы с вами сможем раскачать, в хорошем смысле, нашу систему образования. И выйти на решение задач, поставленных в президентском Указе, в части изменения школьного климата, среды, методов обучения, роста личностного потенциала детей».

Программа, стартовавшая в регионе в ноябре 2018 года, началась с курса повышения квалификации   для руководителей образовательных организаций «Управление личностно-развивающей образовательной средой». Директора школ и их заместители, заведующие детскими садами и ведущие методисты погружались в тонкости понятия «личностный потенциал», осваивали технологию средового проектирования и диагностики среды, слушали лекции и проходили тренинги у преподавателей Московского городского педагогического университета (МГПУ). После того как очное обучение завершилось, управленцы начали работать над проектами создания личностно-развивающей среды в своих школах и детских садах.

В качестве научного обоснования они использовали разработки профессора, доктора психологических наук В.А. Ясвина, публикации о стратегическом управлении школой, материалы курса и т.п. Управленческие команды вовлекали в работу над проектом свои педагогические коллективы, учеников, родительское сообщество; проводили диагностику модальности образовательной среды, оценивали сильные и слабые стороны организации, ее готовность к изменениям, угрозы и риски.

Все команды во время работы над проектами консультировал ведущий научный сотрудник Института системных проектов МГПУ, член Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, кандидат педагогических наук А.М. Моисеев. «Я задумался над синонимами к слову «сопровождение». Так называлась моя роль в течение трех месяцев пока уважаемые коллеги готовили свои проекты. Конвой? Точно не подходит. Эскорт? Тоже не то. Наверное, самое точное слово — «аккомпанемент». Есть такое замечательное понятие в балете – балетмейстер-репетитор. Кажется, я сыграл именно такую роль. И если вы сегодня будете крутить фуэте, то пусть все тридцать два будут накручены самым блестящим образом», — напутствовал коллег Александр Матвеевич в начале защиты проектов.

Александр Моисеев также отметил, что каждая команда уверенно двигалась от предварительной концепции к первой версии, а от нее к собственно проекту создания личностно-развивающей среды. В результате все проекты превратились в программы развития школ на ближайшие три года, предполагающие изменения на уровне образовательной, организационной подсистем и трансформацию предметно-пространственной среды.

В качестве ресурсного обеспечения директора школ называли в том числе и привлечение к своим проектам педагогов из программы «Учитель для России». Директор Среднеобразовательной школы № 2 г. Белоусово Оксана Константиновна Пешкова отметила вклад молодых педагогов из «Учителя для России» в процесс социализации и обучения на русском языке детей-инофонов.

В школе № 4 Малоярославца планируют вводить новую логику образовательного процесса. Конструировать уроки предполагается с учетом индивидуальной траектории, предоставив каждому ученику свободу выбора объема изучения материала при обязательном условии достижения планируемых результатов учебы.  Для этого, а также других изменений, будут задействованы возможности «Цифровой платформы персонализированного обучения для школы» — еще одной программы Благотворительного фонда «Вклад в будущее», в которой участвует малоярославская школа.

Следующим шагом для образовательных организаций области Калужской области станет обучение педагогов по программе повышения квалификации «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС», которое начнется в рамках Программы по развитию личностного потенциала в конце марта. А в новом учебном году школы, детские сады и учреждения дополнительного образования региона уже будут работать по-новому.