Здесь растят вундеркиндов

Здесь растят вундеркиндов

С 2000 года в общеобразовательной школе № 5 города Калуги действует научное общество учащихся, на счету которого более 500 опубликованных исследований по экологии, географии, педагогике, биоло­гии, краеведению, медицине, физике, технике, прикладному творчеству, языкознанию, литературоведению, изданных в столичной типографии в четырех солидных книгах.

На седьмой по счету школьной научно-практической конференции, прошедшей в конце нынешнего учебного года, в ряды «умников и умниц» уверенно вступил ученик второго класса Давид Антоненков, удивив директора школы, заслуженного учителя РФ Сергея Зеленова научной работой, связанной с исследованием в области микробиологии.

– Первоначально возникло недоверие к работе Давида: мол, мал еще глобально мыслить, а научная фактура скорее всего взята из просторов Интернета, – рассказывает Сергей Зеленов. – Однако, познакомившись с незаурядными размышлениями мальчишки в области микробиологии, я убедился: в нашей школе появился вундеркинд, склонный к серьезному научному анализу и нетривиальным обобщениям.

В знак доверия к юному таланту и поддержке в научных опытах Давиду под присмотром его научного руководителя было разрешено пользоваться дорогостоящим школьным электронным микроскопом.

По словам руководителя научного общества Татьяны Садовой, к научно-исследовательской деятельности приглашаются учащиеся 2–11-х классов. Среди воспитанников школы много творчески одаренных детей. Они жаждут но­вых открытий, необычных экспериментов в области общественных наук, нужно только приоткрыть таланты, затем поддерживать их.

– Регулярно в конце очередного учебного года про­водится школьный фестиваль науки и творчества – научно-практическая конференция памяти педагога Вячеслава Сергеевича Зеленова, осуществляемый под руководством научных руководителей – наших учи­телей, – подчеркивает Татьяна Садова. – В 2016–2017 учебном году в конференции участвовали 22 лучшие исследовательские и творческие работы учащихся 2–11-х классов нашей школы. На данный момент изданы четыре тома, куда включены ра­боты учащихся, представляющие различные предметные направления (по секциям), которые стали дипломантами, победителями, лауреатами и участниками различного уровня научно-практических конференций.

– Какие темы и направления берут в разработку учащиеся научного общества?

– В первый сборник включены рабо­ты по экологии и охране природы, связанные с научно-исследовательской деятельностью детского экологиче­ского отряда «Пингвин». Во втором сборнике основные исследования посвящены известным людям нашей легендарной школы № 5 – например, преподавателю, знаменитому поэту-песеннику Б. Ш. Окуджаве, первооткрывателю сибирской нефти В. П. Федорову и многим другим. Третий сборник был приурочен к знамена­тельному событию – 150-летию школы № 5, в нем собрали работы учащихся и учителей, с которыми они выступали на педагогических советах, конференциях, конкурсах, чте­ниях, страницах СМИ и стали лауреатами муниципальных, региональных, всероссийских уровней. Наконец, в четвертый сборник, наряду с научно-исследовательскими работами учащихся среднего и старшего звена, вошли работы младших школьников.

– Что дает учащимся деятельность в научном обществе?

– Привычку логически думать, сомневаться, заниматься поиском, самоотверженно трудиться, открывать для себя что-то новое, становясь со временем личностью с большой буквы.

Сергей Зеленов, директор общеобразовательной средней школы № 5, депутат Городской Думы города Калуги:

«Учебно-исследовательская деятельность – одно из средств личностного развития и формирования мировоззрения уче­ника. Использование в нашей школе этой формы образовательной деятельности позволяет развить у воспитанников устойчивые познавательные интересы, культуру работы с информацией, сформировать исследовательский тип мышления».

Александр ТРУСОВ

Фото А. Трусова, В. Продувнова