100 оттенков обмана

100 оттенков обмана

IT-специалисты рассказали о новых схемах киберпреступников и как от них защититься

Согласитесь, каждому из нас хоть раз звонили «специалисты» домофонной компании или службы безопасности банка со срочной необходимостью поменять данные, получить новый ключ от домофона и т. д. И, кажется, только привыкнешь к «домофонщикам», как на связи «фонд соцзащиты» или еще какие «благодетели», желающие отнять кровно заработанные средства у наших граждан.

Семь миллионов звонков

Буквально на прошлой неделе автору этих строк звонил «специалист» социального фонда с просьбой уточнить паспортные данные после смены документа. По роду профессии журналистам приходится брать трубку, даже если звонят с неизвестных номеров. Я очень удивилась тому, что соцфонд не получил данные через «Госуслуги». Поняв, что на том конце провода мошенники, попросила уточнить адрес, куда принести документы. Оказалось, никуда ничего нести не надо, мне готовы были оказать услугу буквально «не отходя от кассы», то есть принять данные по телефону. Пришлось заботливым «специалистам» отказать и заблокировать входящие звонки с этого номера.

Признаюсь честно, в какой-то момент я поверила, что это звонок из социального фонда, поскольку смена документа по возрасту действительно была. Когда же с аналогичным предложением через пару дней позвонили из сотовой компании, просто положила трубку.

Сотрудники правоохранительных органов, которым поступают заявления от тех, кто клюнул на крючок кибермошенников, отмечают, что чаще всего жертвами становятся люди пенсионного возраста, одинокие женщины средних лет и дети. Сумма похищенных только за прошлый год средств составила почти 300 миллиардов рублей. Доверчивые граждане не успевают вовремя положить трубку, а потом и сами не замечают, как передают собеседнику паспортные данные и пароли от личного кабинета на «Госуслугах».

По данным аналитических центров, ежедневно жителям страны поступает до 7 миллионов звонков от мошенников. Оказывается, еще год назад эта цифра доходила до 17 миллионов звонков в день. Сегодня же благодаря совместным разработкам Минцифры и сотовых операторов большая часть звонков блокируется.

В июне 2025 года запущен проект, в рамках которого тестируется обмен информацией между всеми участниками, работающими в сфере коммуникаций.

Как сообщили на состоявшейся недавно пресс-конференции, посвящённой защите от кибермошенников, специалистами группы компаний «Солар» (дочерняя компания «Ростелекома) разработан сервис, защищающий абонентов от мошенников. Его работа построена на передовых технологиях распознавания речи. В режиме реального времени сервис анализирует разговор и идентифицирует ключевые фразы, характерные для мошенников. Всего в нем заложено более 100 речевых шаблонов и самые распространенные сценарии таких звонков. Это обеспечивает высочайшую скорость анализа и исключает человеческий фактор. Нейросети постоянно обучаются на новых данных, а платформа регулярно обновляет базу паттернов и ключевых фраз мошенников, адаптируясь к меняющимся тактикам.

По словам директора по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Александра Вураско, среднее время обнаружения подозрительного шаблона составляет 18 секунд.

– При выявлении признаков мошенничества абонент получает голосовое предупреждение, которое слышит только он. Это позволяет безопасно завершить разговор, не раскрывая осведомленность.

В 97 % случаев абоненты прерывают звонок, услышав первое уведомление. Новый продукт благодаря современным технологиям защищает «в прямом эфире», даже если мы имеем дело с подменой номера или другими уловками, – рассказал Вураско.

Вредоносные ссылки

Еще одна любимая тема мошенников – ловушки в интернете. Здесь жертвами чаще всего становятся дети и подростки. Еще один участник пресс-конференции, Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, отметила, что за последние четыре года число киберпреступлений, совершенных детьми моложе 18 лет, возросло в 74 раза. Кибермошенники активно вовлекают подростков в преступления, связанные с дропперством, порчей имущества, вербовкой. И порой дети не понимают, что попали в сети.

– По итогам первого полугодия текущего года зафиксирован рост числа мошеннических (+7 %) и фишинговых (+8 %) ресурсов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. С 1 по 14 сентября специалисты заблокировали 1,4 млрд попыток перехода на вредоносные ресурсы с различных устройств в образовательных учреждениях, подключенных к корпоративной сети и wi-fi, – отметила Белякова.

Такая активность обусловлена не только действиями самих учащихся, но и работой вредоносных программ на их гаджетах. Дети даже не подозревают, что на их устройствах работают шпионские программы. Поймать такую на свой гаджет довольно легко. Шпионское, вредоносное и вирусное ПО, инструменты онлайн-мошенничества и фишинга, хакинга и крэкинга массово размещаются на игровых онлайн-площадках, онлайн-казино, ресурсах 18+, в рекламных сообщениях, социальных сетях, а также зеркалах образовательных онлайн-ресурсов. Иногда даже ссылку кликать не нужно, чтобы совершить переход.

По мнению IT-специалистов, необходимо учиться жить в цифровой среде, учиться цифровой гигиене, получать иммунитет.

– Цифровой иммунитет – это не только современные технологии и защитные решения, но в первую очередь осознанное поведение каждого человека. Мы должны понимать, что киберугрозы эволюционируют: они становятся изощреннее и опаснее. Для эффективной защиты недостаточно просто установить антивирус или использовать сложные пароли – важно быть внимательным, критично оценивать поступающую информацию и регулярно повышать цифровую грамотность, в том числе со школьной скамьи. Только так мы сможем научиться жить в цифровом мире, минимизируя риски, – уверен Александр Вураско.

Как не попасться на крючок

Специалисты напоминают, что официальные органы власти, банки, сотовые операторы, интернет-провайдеры не ведут с гражданами переписку в мессенджерах и не просят передать информацию посредством телефонного звонка или электронных писем, не предлагают получить выплаты и пособия путем перехода по ссылке.

Будьте бдительны! Не поддавайтесь жадности, страху, срочности, авторитету, гневу!

Если вам поступил звонок или «интересное предложение» через сообщение, включайте внутреннего критика, задайте себе следующие вопросы:

– Ожидаю ли я этого сообщения?

– Есть ли смысл в том, что от меня требуют?

– Если я это сделаю, какие могут быть последствия?

– Похоже ли это поведение на автора письма?

– Была ли официальная информация на этот счет?

Если вы все же попались на удочку, звоните близким, не оставайтесь один на один с неприятностями. И, конечно, обращайтесь за помощью в органы правопорядка по номеру 102.

Ольга СМЫКОВА

Фото из открытых источников