26 августа старейшая школа города отметила юбилей
У истоков ее истории – открытое в 1860 году первое в городе женское училище 1-го разряда. Затем женская гимназия, первая Советская единая трудовая школа, с 1931 года – 5-я фабрично-заводская девятилетка. С 1934 года школа переходит на десятилетнее обучение, а в следующем становится 5-й средней школой города Калуги. Все это этапы большого пути славного учебного заведения.
За 160-летнюю историю школа приобрела свои устойчивые традиции, выпустила не одно поколение учеников, которые достойной работой прославляют свой край, стала судьбой педагогов, деятельность которых и сегодня является образцом для коллег, отличается своей самобытностью. Образовательное учреждение и сегодня динамично развивается.
В канун юбилея школы я встретилась с Галиной Георгиевной Смирновой, которую называют «аборигеном пятой школы». Учитель иностранного языка, хранитель школьного музея, отличник народного просвещения, педагог с 49-летним стажем, 45 лет из которых она отдала родной школе. Разговор планировался о времени и о себе, а получился все равно о школе.
– Галина Георгиевна, помните первые дни в стенах пятой школы?
– Ученицей 10-й школы я пришла сюда на олимпиаду по английскому языку. На меня произвело впечатление это здание – старинное, величественное – и какая-то особая атмосфера этого места. Позже, окончив иняз и проработав два года по распределению в Людиново, пришла в пятую школу работать воспитателем в группу продленного дня. Была возможность отказаться и ждать места учителя иностранного языка. Но, слава богу, так сложилось, что я оказалась именно здесь – в коллективе педагогов с большой буквы. До сих пор встречаю учительницу начальных классов Наталью Григорьевну Харитонову, которая спрашивает меня: «Ну, деточка, как дела?» У меня невольно спина выпрямляется от ее интонации. Ей 93 года.
– Ваши выпускники в этом году показали очень хорошие результаты на ЕГЭ по английскому языку – средний балл 82. Легко ли вам сегодня работать с детьми?
– Со временем в преподавании появляются новые методики, меняются учебники, но дети остаются детьми. С ними очень интересно. Если к ним по-доброму относиться, они это ценят и потом возвращают с благодарностью. Задатки есть у каждого ребёнка, важно вовремя заметить их и поддержать.
Очень важную роль играет личность педагога. Ребенок может быть не силен в отдельном школьном предмете, но если ему интересен учитель, он с увлечением ходит на его уроки, и с предметом в конечном итоге все будет хорошо. Дети сегодня очень много впитывают информации, делают это быстро и охотно, с удовольствием занимаются исследовательской работой. Школа даже выпускает сборник со статьями научного общества учащихся.
– В вашей школе к выпускникам отношение особое. Как появилась идея сделать серию книг «Мы из 5-й школы»?
– С 1977 года существует школьный музей. Я рада, что на рубеже 80–90-х годов нам удалось все это сохранить. Музей занимает две комнаты, но поскольку материала намного больше, чем они могут вместить, мы делаем в классах его филиалы. За последние 10 лет открыли три новых – о преподавателях-словесниках и писателях-выпускниках, о наших поэтах, об ученых-физиках. Так родилась мысль записать воспоминания – «из жизни замечательных учеников». Уже вышли книги о поэтах, об учителях, воевавших выпускниках, туристах, ученых, на подходе люди творческих профессий.
К 150-летию школы мы переиздали книгу «Старейшая школа Калуги», которую от издания к изданию дополняем новой информацией. На празднике «Посвящение в ученики 5-й школы» каждому первокласснику дарим книгу о школе.
– Насколько я знаю, в школе очень интересно проходят встречи выпускников, особенно юбилеи. Это еще одна хорошая традиция – встречи учащихся с выпускниками прошлых лет.
– Я очень люблю эти встречи – прошлого с настоящим. В школу приходят люди, которые окончили ее много лет назад, но для них до сих пор слово «школа» наполнено особым смыслом. И вот они ходят, водят по стенам руками, вспоминают – каждый свое.
На 125-летие приезжал генерал-полковник Роман Покровский. Это был один из главных людей в Советском Союзе, отвечающих за вооружение. Мы пришли в концертный зал, где проходила официальная часть торжества, с ним раскланиваются партийные работники, а он представляется: «Роман Покровский, выпускник 1935 года». Через год после этой встречи он умер, а его дети передали в дар музею его генеральский мундир и портфель. В 1935 году был первый выпуск десятиклассников нашей школы, и тогда отличникам учебы давали кожаный портфель и карманные часы с надписью «За отличную учебу и поведение, достойное советского школьника».
Мы завели свою традицию: на 1 сентября приглашаем на сцену детей вместе с родителями – настоящих и бывших учеников. Целые семьи выходят – человек 30 – и с удовольствием звонят в колокольчик.
– На ваш взгляд, на какой результат сегодня работают педагоги в школе?
– Безусловно, школа должна давать знания. Но не менее важно вырастить человека. Когда мы набирали профильные классы, дети, которые приходили в нашу школу, говорили: у вас так хорошо, такая аура доброжелательная, не запрещается дискутировать с учителем, высказать свое мнение, просто поговорить, поделиться тем, что тебя волнует. Это не менее важно для ребенка, чем высокие баллы на экзаменах.
Собирая материалы о выпускниках, просим их обязательно поделиться своими воспоминаниями: чем запомнилась школа, чему научила, что дали учителя.
Прав был академик Дмитрий Лихачев, утверждая, что человека создает средняя школа.
Сергей Зеленов, директор школы № 5:
– Школа – это особый организм, который не имеет возраста. Мы продолжаем традиции гимназии, вдохнув в них новый смысл. Например, издаем книги, создали попечительный совет, организовывали профильные классы, выпускаем школьную газету.
Придумываем вещи, которые продлевают молодость школы. Недаром наш девиз – «Традиции школы храним и приумножаем». Старейшая школа будет молодой, пока в ней работают педагоги, для которых быть учителем не работа, а призвание.
Ольга Коновалова