Фоторепортаж из-под крыла
Фестиваль Flyinoreshkovo собрал на воротынском аэродроме Орешково более сорока экипажей из Калужской, Курской, Московской, Тульской, Ярославской областей. Сначала он задумывался как день открытых дверей, но затем от этой идеи решили отказаться – из-за коронавируса, который хоть и отступил, но не ушел совсем. Самолеты садились на бетонку аэродрома один за другим – Cessna, Musketeer, Sport Cruiser, Piper, Extra. Прилетели и несколько вертолетов.
В ожидании, когда прозвучит команда «На старт!», летчики пели. «Мы летаем, мы летаем на красивых самолетах, потому что некрасивых самолетов не бывает», – неслось над аэродромом из динамиков. Некоторые участники фестиваля, как выяснилось, не только летают, но и конструируют самолеты. Алексей Никифоров, сооснователь созданной в конце 90-х студентами МАИ компании AGAN Aircraft, один из них. Его инициалы и Арсена Грицкевича и образовали название компании.
– На самолетах летаем с 2015 года, до этого спортивные дельтапланы были мотодельтапланами. Ну а сейчас разные типы самолетов, в том числе двухмоторные. Хотели сегодня на двухмоторном прилететь, но не получилось. Мы и обслуживаем, и делаем текущий ремонт, и собираем самолеты по проектам, нами разработанным. Под каждого клиента разрабатывать планер – дорогое удовольствие. Хотя мы такое тоже практикуем для тех наших клиентов-инвесторов, которые готовы вложиться в долгосрочный проект. Сейчас у нас есть такой самолетик, так называемый Bush Plane, – рассказывает он нам.
Многие авиаторы прибыли с детьми. Юлия Крылова – с двумя дочерьми. Одной из них девять лет, другой – 11. У обеих есть опыт полетов. Пока штурвал им не доверяют, но девочки, по словам Юлии, об этом страстно мечтают. По-другому, наверное, и быть не могло. Их мама – единственная в России женщина-пилот реактивного Л-29. Стаж пока небольшой – в первый раз без инструктора она поднялась в небо на Л-29 в июне прошлого года:
– Я освоила его здесь, в Орешково. Пока это единственный тип, на котором я летаю. Почему-то полет на Л-29 очень завораживает. У меня летал папа, я всегда любила самолеты, но никогда не думала, что сяду и полечу.
Муж Юлии Антон Павлов – тоже летчик. И тоже летает на Л-29 – в составе пилотажной группы «Реакторы».
– Это единственная в России частная пилотажная группа на реактивных самолетах. Мы базируемся здесь, на аэродроме Орешково. Собственно, здесь и сформировались как команда. Все пилоты – гражданские люди. Но всех нас объединяет небо, – рассказывает Антон.
Реактивные самолеты базируются в основном в Орешково, в том числе и те, которые являются музейными экспонатами. Их здесь много. И не только реактивных. Есть даже два «Дугласа» времен Второй мировой войны, один из них занимался доставкой в СССР ленд-лизовских грузов.
Есть и советская техника времен войны – легендарный истребитель МиГ-3:
– Они все живые и действующие. Ми-10 – уникальный кран-вертолет, мы его поднимаем и восстанавливаем. Су-17М2 тоже будем восстанавливать. МиГ-21, уникальный самолет, тоже уже начали восстанавливать.
Выступление пилотов группы «Реакторы», которые поднялись в небо втроем, стало, пожалуй, одним из самых зрелищных элементов программы. Пилоты делали «бочки», «горки», «ножницы», другие фигуры высшего пилотажа, время от времени оглушая зрителей ревом двигателей, проходя на предельно малой высоте над их головами.
Но открыл программу полет поршневой Extra 330 под управлением Ирины Гришиной. Она прилетела в Воротынск из Большого Грызлова – спортивного аэродрома, который находится близ Серпухова. Девушке 20 лет, но стаж уже приличный – четыре года. Полет был с дымами, которыми Extra рисовала в воздухе дуги, петли, спирали и галочки, наподобие тех, что ставят в избирательных бюллетенях.
Полеты в небе над Орешково продолжались до вечера. Летали и поодиночке, и парами, и в составе звена, и в компании с вертолетами. Вместе со зрителями наблюдал за ними из своего вольера, построенного два года назад, и известный всей стране медведь Мансур. На борт его не взяли – великоват.
Михаил Марачев