С весны на осень из-за пандемии коронавируса перенесли международный фестиваль «Мир гитары»
За четыре дня в Калуге выступили 30 лучших гитаристов России, Армении, Белоруссии, Украины и три ведущих симфонических оркестра
Несмотря на отсутствие зарубежных звёзд, XXIII Международный форум «Мир гитары» радовал зрителей легендарными именами российских исполнителей, мировыми премьерами, высочайшим профессионализмом молодых исполнителей и невероятной энергетикой.
Полгода в Калуге из-за коронавируса не было полноценных концертов. Все отменялось и переносилось. Но, сначала Мацуев, а следом «Мир гитары» вернули привычную культурную жизнь под крышу областной филармонии. И пусть рассадка в зрительном зале была непривычной «через одного», гром аплодисментов «за себя и за того парня», не смолкающих все четыре дня, всё сказал сам за себя.
Саргсян прилетел без гитары
Основатель и бессменный художественный руководитель «Мира гитары» Олег Акимов дал эксклюзивное интервью нашей газете, подведя итоги этого осеннего гитарного праздника.
— Олег Владимирович, всё ли удалось воплотить в жизнь?
— И даже больше того, что намечали!
— Неужели всё прошло без накладок, закулисного «нервяка» организаторов, «без сучка, без задоринки»? Раскройте секреты закулисья!
— По сравнению с другими полноценными пятидневными фестивалями, в которых обычно принимали участие музыканты из Европы, Америки и Азии, этот прошёл, можно сказать, идеально! Поволноваться пришлось всего раз, по поводу выступления Жоры Саргсяна с калужским трио. Если другие музыканты из ближнего зарубежья, к нашему счастью, накануне фестиваля проживали в Москве, или других российских городах, то Саргсян проводил период карантина в Армении. Открытых рейсов между нашими странами пока ещё нет. Артист летел в Россию по частному приглашению отца, который живёт в Подмосковье, чартерным рейсом. Самолёт был забит, что называется, под завязку. Гитару на борт взять ему не разрешили. Пришлось оставить гитару дома.
— Но, это же катастрофа! Для музыканта такого уровня, как Жора Саргсян, а на минуточку, он по данным журнала «Лондонская Классическая гитара» один из самых перспективных гитаристов нового поколения, лауреат и дипломант более чем 50 международных конкурсов, гитара – это его продолжение! Играть на чужом инструменте, на таком престижном фестивале, как «Мир гитары» — сродни самоубийству!
— Действительно, инструмент, особенно для струнников — это 50% успеха. Их делают мастера именно под руку музыканта. Там много всяких нюансов учитывается, при изготовлении инструмента. Жора нашёл выход. Он тут же созвонился с другом-гитаристом в Москве, и тот был готов предоставить ему свою уникальную гитару. Саргсян взял с собой только струны, на которых он обычно играет – тоже очень серьёзная составляющая. Но, это не снимало всех вопросов. Выступление Саргсяна было запланировано на закрытие. Учитывая, что в финальном концерте будут выступать Роман Мирошниченко с Даниилом Крамером, симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», гитарист-виртуоз Юрий Матвеев, необходимо было соответствовать такому высочайшему уровню. А времени для совместных репетиций с калужским трио оставалось всё меньше и меньше.
Сыграться за полтора часа
— Действительно, программа, которую Саргсян подготовил именно для фестиваля, была уникальной, с элементами джаза. А играть её армянский гитарист должен был в сопровождении трио: Олег Латышев (фортепиано), Дмитрий Винокуров (контрабас), Александр Беляев (ударные). До этого музыканты вместе не играли. Необходимо было время для совместных репетиций…
— Да. И для самих музыкантов, и для меня, было очень волнительно – найдут ли общий язык наши исполнители с солистом? Конечно, уровень калужан, как музыкантов, весьма высок. Олег Латышев – джазовый пианист с консерваторским образование. Дмитрий Винокуров — выпускник Гнесинки по классу контрабаса, играет и с Калужским молодёжным симфоническим оркестром, и в составе рок-группы Калужского драмтеатра. Беляев – один из лучших джазовых барабанщиков в стране, несмотря на то, что живёт в Калуге. Но, одно дело иметь высокую квалификацию и другое – совместное выступление, где каждый из четверых на виду. Времени было в обрез: два часа утром, чтобы сыграться, и полчаса перед концертом в филармонии, чтобы выстроить звук. Естественно я поехал к ним, чтобы своими глазами увидеть-услышать первую репетицию. Ведь для трио Латышев-Винокуров-Беляев, это ещё был и дебют – первый совместный выход на большую сцену.
— В итоге, зрители оценили совестное ереванско-калужское трио шквалом аплодисментов и криками браво!
— Артисты волновались до самого выхода на сцену. Но, едва начали играть, как стало понятно – они действительно Музыканты с большой буквы! Зал аплодировал, как будто там не 400 человек, а все 800!
— Ещё одна премьера прозвучала на открытии фестиваля, посвящённая безвременно ушедшему гитаристу-виртуозу Ивану Смирнову – талисману «Мира гитары». И самое удивительное, что написал её гитарист академического направления Дмитрий Илларионов!
— Несмотря на то, что Дмитрия считают одним из самых выдающихся гитаристов мира, исполняющих классический репертуар, он сам тяготеет к музыке совершенно разных направлений. И, как личность, и, как музыкант Илларионов – эрудит! С тех пор, как он услышал Ивана Смиронова, а это случилось на нашем фестивале, музыка, наполненная фолклором, русской поэтикой, поселилась в его сознании и душе навсегда. Идея создать фантазию на произведения Смирнова посетила его давно, когда ещё Иван был жив-здоров, но откладывалась из-за плотного гастрольного графика. И вот тут-то пандемия сыграла положительную роль. Изначально фантазия предназначалась для солиста и оркестра. Но, в итоге, было решено задействовать в концерте двух сыновей Смирнова: гитариста Ивана-младшего и перкуссиониста Михаила. Более того, Илларионов расширил произведение, включив, помимо композиций самого Ивана Смирнова, музыку сына Михаила и деда Николая Смирнова, который тоже был замечательным музыкантом. И, на мой взгляд, и по реакции публики, премьера не просто удалась, а стала началом новой жизни музыки Ивана Смирнова.
Готовим XXIV, думаем о XXV
— Несмотря на сокращённый формат фестиваля до четырёх дней, вы не нарушили жанровых традиций…
— Ну, какой же фестиваль без фламенко и барокко! И эти жанры так же были представлены премьерами. Алексей Стародубцев со своей группой «Flamencura» представлял авторскую музыку, посвящённую выдающимся гитаристам фламенко.
— Их выступление состоялось в крошечном пространстве «PRO ART”S». Однако желающих послушать эту полюбившуюся калужанам музыку было гораздо больше, чем мог вместить зальчик.
— Я не знал заранее, осмелятся ли люди после такого серьёзного карантина прийти на подобный жанр. Это был своего рода эксперимент. Конечно же, такие концерты на предстоящем XXIV фестивале будем проводить в большом зале. А подобное небольшое, но уютное пространство можно использовать для концертов с более специфической элитарной музыкой.
— То есть сейчас вы уже погружены в формирование нового предстоящего фестиваля?
— XXIV «Мир гитары» уже практически сформирован. Все те звёзды, которые были готовы приехать прошедшей весной, во главе со Стенли Джорданом, подтвердили своё участие в фестивале следующем. Все предварительные договорённости остаются в силе. Калужане увидят и услышат Бани Брюнел, Анабель Монтесинос и Марком Томайо. Приедут из Швейцарии квартет «Эос» и лютнист из Германии. Сын Гарри Мура представит требют своего отца. Сегодня мы уже принимаем и рассматриваем заявки на юбилейный XXV фестиваль, который хотим сделать супер-звёздным!
Александр ФАЛАЛЕЕВ
Фото: Михаил БОРИСОВ