Писать о театре непросто. Тем более – о премьере. Тем более – когда город наводнен критиками и знатоками, разбирающимися в законах жанров, в тонкостях игры или постановки, осведомленными, что ел на обед тот или иной актер и как это сказалось на его монологах в спектакле.
Просто дать читателю газеты необходимую информацию – это моветон. Да и самому театру такой подход, вероятно, не интересен… Сам театр оказывает предпочтение тем, кто способен на какой-никакой, но «анализ».
Посмотрев очередной премьерный спектакль в Калужском драматическом, мне, в принципе, не захотелось писать ничего. «Иван Васильевич: назад в будущее» относится к разряду тех постановок, которые просто нужно увидеть самому.
Всем спектаклям, поставленным ярославским мастером, большим другом калужан — Валерием Кирилловым, несомненно, присущи черты красочного шоу. Всем известны нашумевшие спектакли «За двумя зайцами» и «Примадонны или Шоу продолжается». Эта постановка тоже дорогая, многолюдная… И, наверное, смелая.
Обратившись к более чем известной истории, и известной не столько по Михаилу Булгакову, сколько по неувядаемой комедии Леонида Гайдая, режиссер представил шумное и эклектичное повествование о путешествиях во времени, о любви, исторических параллелях и проблемах ЖКХ.
На сцене – 1935 год. Так, как это было в пьесе Михаила Булгакова. Постоянно намекая на прочную связь сценического действа с наизусть знакомыми кинокадрами, калужская премьера построила свой успех там, где он, казалось бы, невозможен. Где и рисковать-то было довольно рискованно.
Можно только представлять, с какими чувствами актеры, занятые в спектакле, окунулись в материал до боли знакомый, но пластичный и оставивший лазейку для собственного толкования комичных ситуаций.
Игорь Кумицкий, который силен в перевоплощениях, оказался как нельзя более кстати со своим образом Бунши – Грозного, а Игорь Корнилов неожиданно привнес солидности в характер жулика и авантюриста Милославского. Кирилл Бессонов в роли гениального изобретателя Тимофеева делает того более романтичным, нежели Шурик был в кинофильме. Кроме того, инженер занят исследованиями и созданием машины времени не столько в научных, сколько в социальных целях – он мечтает вырваться из того душного времени, что окружает его. Молодая актриса Зинаида, чья роль доверена талантливому дублю Анастасии Семесенко и Людмилы Фесенко, предстает героиней немого кино, кадры которого тут же демонстрируются зрителю. Кстати, в эти же кадры попадают и вполне реальные калужские исторические события 1935года.
А вот царица Марфа Васильевна в исполнении Ирины Шуркиной либо Ирины Бургоновой совсем не похожа на героиню Гайдая. У Кириллова она мощная воительница, впрочем, склонная выпить и закусить.
«Говорят, что царь – ненастоящий…» Эта крылатая фраза из произведения Булгакова традиционно вызывает оживление среди публики. Такое же оживление внес спектакль «Иван Васильевич» в театральную жизнь Калуги. Как это было и с прошлыми постановками Кириллова, ставшими кассовыми рекордсменами на калужской сцене. Возможно, царь кое-где был и ненастоящий. Но театр оказался самым настоящим театром.
Сергей Гришунов. Фото автора.