Эта фраза вызывала оторопь у всех школьников. Сегодня же отношение к домашнему заданию и у взрослых весьма неоднозначное
Нужна ли «домашка» в школах, какими должны быть ее объемы, сколько времени ребенок должен делать уроки? В последнее время эти вопросы все чаще становятся поводом для дискуссий. Тема, кстати, совершенно не новая.
О ней спорили еще классики более сотни лет назад. Так, Лев Толстой, посчитав, что домашние задания – это испорченный вечер ученика и его родителей, отменил их в своей Яснополянской школе для крестьянских детей. А вот Константин Ушинский доказывал целесообразность домашних заданий лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению.
С классиками, как говорится, не поспоришь. А мы и не будем. Но поскольку тема действительно животрепещущая, решили обсудить ее с Виктором Кишеевым, заслуженным учителем РФ, который в течение 40 лет задавал домашние задания ученикам.
– Виктор Андреевич, не так давно губернатор Белгородской области предложил отказаться от домашних заданий для школьников. По его словам, это «плохая многолетняя привычка, которая травмирует и ученика, и родителя». Он призывает создавать так называемые школы полного дня, чтобы дети выполняли все задания под руководством учителя. Как вы относитесь к этой идее?
– Совсем отказаться от домашних заданий можно, если на уроках все учителя будут способны проверить понимание учениками материала. В любом случае назрела острая необходимость уменьшения их объема. Потому что, став обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, домашние задания наряду с положительным эффектом проявили такие негативные явления, как перегрузка учащихся, механическое заучивание, отчуждение от учения, ущербность в воспитании, отсутствие здоровье сбережения, психолого-личностные барьеры в общении взрослых и детей. В Белгородской области могут запросто реализовать это предложение в виде эксперимента, а затем поделиться анализом результатов. Возможно, я пропустил энную страницу в законе об образовании, но директивы об обязательности домашних заданий я там не видел. Весь сыр-бор разгорается, когда домашние задания не продуманы, не вписываются ни в какие временные рамки и крайне разнородны.
Нельзя в один и тот же вечер подготовить сочинение по литературе, проект по физике и кроссворд по истории. Но такая ситуация, скорее всего, появляется тогда, когда нет единства требований к педагогическому коллективу в школьной управленческой команде. Я не уверен, что все родители готовы к тому, что графа «домашнее задание» будет отсутствовать как таковая.
– Домашние задания, их немыслимое количество, загруженность различными проектами, рефератами, докладами, поделками. И все это в рамках учебного процесса. А ведь помимо этого практически каждый школьник посещает кружки, секции. Дополнительное образование детей. Проверочные работы. У детей вырабатывается стойкое неприятие учебы, а ведь такого быть не должно.
– Ваши неудовольствия по поводу домашних заданий принимаю как справедливую тревогу – идет отчуждение. Полноценная оценка возможна только тогда, когда все компоненты процесса
обучения рассматриваются не только во взаимосвязи, но и с позиции личностных качеств учителя, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
А это достижимо, когда руководитель школы и учитель становятся исследователями, доверяют друг другу, умеют слушать и слышать друг друга, понимать и адекватно реагировать на мнения, выводы, рекомендации. Только в этих условиях вырабатывается сбалансированный подход. В прошлом именно так и выстраивали работу.
– Есть ли реальные примеры?
– Вспоминаю своих коллег. Лидия Степановна Успенская и Лидия Дмитриевна Иванова, историки из школы № 23, компоненты процесса обучения выстраивали так, чтобы дети прежде всего начинали мыслить логически, искали взаимосвязь в пройденном материале и в том, что задано на дом. Выделяя главное, существенное в курсе истории, концентрировали внимание учащихся на них, обеспечивали процесс его усвоения. Он невольно обострял память, воображение, уводил от зубрежки. У этих учителей в перечень домашних заданий входила работа с мемуарами наших полководцев.
– Понятное дело – история. А как это отражалось на выполнении домашних заданий? Скажем, по математике? По химии и биологии?
– Наталья Юрьевна Глаголева, преподававшая в 19-й гимназии, Валентина Александровна Комарова из школы № 22, учителя математики, в 9–10-х классах продуманно использовали вводные и обзорные лекции. Такое построение учебных занятий завершалось проведением уроков-семинаров, практикумов. Учителя физики Нелли Викторовна Олейникова (школа № 29), Виктор Иванович Ермишин (лицей № 9) в ходе лекций и семинаров в выпускных классах систематизировали разрозненные знания учащихся, вопросы теории и методов решения расчетных и графических задач на газовые законы. В итоге старшеклассники давали обоснованные ответы, иллюстрируя их демонстрацией опытов, показом подготовленных схем и таблиц.
– Виктор Андреевич, педагогическому сообществу содержание ваших ответов на мои вопросы понять нетрудно. Почему мы, родители, порой не понимаем, каким должно быть домашнее задание?
– Потому что, к сожалению, сегодня оно не всегда грамотно сформулировано. А ведь домашнее задание, переходя в домашнюю работу, формулироваться должно так, чтобы каждый школьник получил ориентир, как углубить знания. Домашняя работа не должна мыслиться как количественный придаток к классной работе. Ее объем должен определяться на основании самоанализа проведенного закрепления. Вячеслав Зеленов (школа № 5) настаивает, что не должно быть превышение ее объема, если закрепление основного, стержневого в изученном материале не состоялось. Здесь кроется механизм профессионального предупреждения перегрузки.
– Так какой же должна быть «домашка»?
– Учитель должен объяснить детям, как выполнить то или иное задание, так сказать провести инструктаж. Желательно аналогичную работу выполнить в классе. Они должны учитывать возможности, способности отдельных учащихся, иногда в индивидуальном порядке. Ну и, конечно, только повторение и закрепление пройденного поможет избежать «забывание» предмета. А ведь именно на это и направлена домашняя работа.
Беседовала Ольга АНДРЕЕВА