Выйти из снежного плена: как управляющие организации спасали дворы Калуги

Уборка придомовых территорий – обязанность управляющих организаций (УК или ТСЖ). Но в этой борьбе за чистый от снега и наледи двор у коммунальщиков, как правило, оказывается много препятствий

Снегопад, обрушившийся на город на прошлой неделе, сложно назвать экстремальным – обычная история для января. Но дворы моментально оказались в снежном плену. Жильцы многоквартирных домов по-разному реагируют на особенности зимней погоды. Кто-то сам берется за лопату, чтобы разгрести дорогу своему авто, кто-то требует немедленных активных действий от управляющих организаций, другие пишут гневные комментарии в социальных сетях.

В четверг, 14 января, комиссия Городской Управы посетила более 800 дворовых территорий в Калуге и пришла к выводу, что из 74 управляющих компаний только 16 можно отнести к тем, кто добросовестно убирал снег. Чтобы разобраться в «снежной» проблеме, мы встретились с директором УК «Техно-Р» Александром Артамоновым, в ведении которого находится около ста многоквартирных домов.

В ручном режиме

Ручная уборка двора зимой – это очистка наружных площадок у подъездов до твердого покрытия. Дворник также прочищает дорожку по всей длине двора, чтобы жильцы могли пройти вдоль своего дома. Если есть лед или скользкие участки, производится посыпание песком с солью.

Согласно договору управления, УК обязаны по нормативу производить уборку придомовой территории до восьми часов утра. Но не всегда этот график соблюдается.

– Если ночью шёл снег, а утром вы не видите из окна дворника – это вовсе не значит, что о вашем доме забыли. Он может, например, расчищать соседний двор или элементарно заболеть. А вот если к вечеру или на следующее утро снег так и не убрали, смело звоните в управляющую компанию и требуйте объяснений, – поясняет Александр Евгеньевич.

Механизированная уборка предполагает работы по сдвиганию свежевыпавшего снега в дни сильных снегопадов без его вывоза. Как пояснили в управляющей компании, в тариф на обеспечение санитарного состояния придомовой территории вывоз снега не включен, а заложены услуги дворника, очистка крыш от наледи и сосулек и услуги трактора, который будет чистить проезжую часть двора по мере необходимости.

Автолюбитель – друг УК?

Личный автотранспорт по-прежнему является главной помехой при уборке придомовых территорий и доставляет управляющим компаниям серьезные проблемы. При этом именно автомобилисты активнее всех жалуются на не чищенные после снегопадов дворы.

Припаркованные машины порой стоят без движения неделями, а то и месяцами: любят наши жители оставлять своих «железных коней» в шаговой доступности – у крыльца подъезда, на парковке у дома, а зачастую и прямо на тротуаре и ближайшем газоне. Ведь так удобно прямо из окна «блюсти» сохранность машины. Как результат – наши дворы становятся похожими на шахматную доску. Всё потому, что трактор с большим ковшом в таких условиях может очистить только свободные «островки» проезда. Водителям «скорой», мусоровозов «замороженные» машины блокируют подъезд к объекту назначения. Но в большей степени страдают коммунальщики. Им приходится ежедневно не только оттачивать мастерство в работе снегоуборочной техники среди препятствий, но и выслушивать претензии по качеству уборки со стороны жильцов и представителей власти.

– Мы нанимаем спецтехнику, час работы трактора стоит от 1800 до 2000 рублей. Тракторист приезжает на место и говорит: я сюда заехать не смогу, даже пробовать не стану.

Надо понимать, что трактор – это не велосипед, ему нужно достаточно места для маневра. Некоторые водители снегоуборочной техники не берут на себя такую ответственность. И это вполне объяснимо, – говорит Александр Евгеньевич.

Проблема общая

В управляющей компании пытаются найти решение «зимней» проблемы.

– Недавно наши мастера попытались зайти на уборку в один из таких дворов. Но не смогли: все обочины и тротуары заставлены машинами. При этом объявления о предстоящих работах, как правило, часть жителей игнорируют. На месте пытаемся водителей уговорить переставить свои авто хотя бы на время. На что слышим: «Это не наша проблема, как вы будет чистить». А потом жители будут жаловаться, что в снегу погрязли, и настаивать, чтобы управляющую компанию призвали к ответу.

Справедливости ради надо сказать, что есть отдельные дворы, которые с пониманием относятся к общей проблеме. К примеру, в большом дворе на Солнечном бульвара, 4, корпус 2, прочитав объявление о грядущей уборке, убрали к моменту приезда трактора практически все машины.

По мнению директора управляющей компании, в старом «советском» жилом фонде проблем меньше. Чем больше парковочных мест, характерных для новых дворов, тем плотнее ставят машины – так, что даже «скорая» не всегда может проехать. На выходных или вечером почистить такой двор нереально.

В этих условиях большую помощь оказывают домовые советы, развешивая объявления с просьбой убрать автомобили не только на подъезды, но и на сами автомобили, инициируя обсуждения во внутридомовых группах в социальных сетях – сегодня такие группы очень популярны в новых больших домах.

– Просим автовладельцев – разбудите свою сознательность. Давайте будем уважать труд и время людей, которые заботятся о чистоте и благоустройстве вашего двора. А дворникам хочу сказать спасибо. Это тяжелый физический труд, и мало кто хочет трудиться в этой сфере, в основном только пенсионеры. «Сезонной» текучки с дворниками в управляющей компании сегодня нет, мы зимы не боимся. Но и от жильцов ждем помощи: надо понять, наконец, что дом и двор – ваши, и лучше вас никто их не защитит, в том числе и от снега.

Ольга КОНОВАЛОВА