Инженер-технолог доказал на примере полёта насекомого, что невозможное возможно
42 года непрерывных экспериментов по поиску возможности повышения износостойкости деталей с помощью измельченных природных минералов для инженера Валентина Кислова увенчались успехом и большим общественным признанием.
Турбинка – дом родной
Валентин Григорьевич Кислов – из послевоенного поколения. Родился в победном 1945 году в перемышльской деревне Вялицы. По его словам, семья была многодетной – восемь братьев и сестер. Жили скромно, но дружно. Спустя два года Кисловы переехали в Калугу, сначала обосновались на улице Веры Засулич, затем родители купили земельный участок в районе Подзавалья, где и поставили родовой дом.
Собственно, в этом живописном месте, недалеко от соснового бора, под тенистыми кущами которого пацаном азартно собирал грибы-ягоды и купался в речушке Яченке, прошло его детство и юность. Отсюда пошел учиться в городскую восьмилетнюю школу № 20, по окончании которой решил связать жизнь с производством. Для начала поступил в железнодорожное училище № 1, затем, придя из армии, подал документы в машиностроительный техникум.
Такие черты характера, как вдумчивость, желание что-то придумывать, докопаться до истины, отмечали как друзья детства, так и коллеги-заводчане.
Будучи студентом техникума, успевал заниматься спортом, серьезно увлекался вольной и классической борьбой, даже был чемпионом города в одной из весовых категорий. Но это увлечение как-то незаметно прошло, к тому же нужно было помогать родителям, да и самому начинать зарабатывать на кусок хлеба, поэтому после армии решил поступать на турбинный завод.
– Родители выбор одобрили, благо на турбинке работала целая династия Кисловых, начиная с отца, каменщика по профессии, который участвовал в строительстве первых производственных корпусов КТЗ. А в нескольких цехах трудились сначала мои братья и сестры, затем племянники, а также сын Станислав. Словом, история турбинки насчитывает 75 лет, а многочисленная династия Кисловых – около 400 лет, вот и считайте, кто на заводе самый важный, – шутит он.
Движение вверх
Более 40 лет Валентин Григорьевич провел в стенах турбинного завода, переходя вверх по ступенькам должностных обязанностей. Первая должность – слесаря-инструментальщика, квалифицированного рабочего, который выполняет самую сложную и точную работу. За короткое время Валентин Григорьевич добился почетного звания «Лучший молодой рабочий КТЗ» и одним из первых на заводе был удостоен права работать с личным клеймом.
Успешный рабочий Кислов не желал почивать на лаврах, стремясь достичь большего, постоянно работая над собой. Заметив его энергию и работоспособность, руководство назначило вдумчивого специалиста заместителем начальника отдела инструментального хозяйства, где Валентин Григорьевич внедрял в производство новый и прогрессивный инструмент.
«Такой высококвалифицированный человек достоин повышения» – чуть позже решили наверху, выдвинув Кислова на ответственную должность начальника научно-исследовательской технологической лаборатории отдела главного технолога.
– У лаборатории был большой круг обязанностей, но в основном она занималась адаптацией и внедрением новых разработок – советских, а впоследствии и российских, а также западных под конкретные нужды нашего завода. Специалисты лаборатории выполняли исследовательскую, а главное, творческую работу, делая на первый взгляд невозможные вещи, – вспоминает бывший завлаб.
Спор с академиком
Было это в конце 90-х, когда началось возрождение российского военно-морского флота и КТЗ. Получив заказы от министерства обороны на изготовление энергоблоков, столкнулся с проблемой их выполнения по причине утраты ряда технологий и разрыва кооперационных цепочек на территории бывшего СССР.
– Вызывают меня академик Кирюхин и главный инженер Циммерман и спрашивают: мол, что будем делать, ситуация практически безвыходная, а «наверху» ждут результата, – вспоминает он. – Отвечаю ему: есть мысли по использованию размельченных минералов. По форме – чистая авантюра, но и ее надо проверить, а вдруг «выстрелит»?
Когда Кислов предложил своё решение по нанесению минерального покрытия, Кирюхин ему ну ни на грамм не поверил. Где это видано, чтобы деталь, подвергаемая износу, по такой технологии практически не изнашивалась!
В конце концов результат получился, причем благодаря весьма нестандартному решению. Владимир Иванович Кирюхин изумленно сообщил завлабу, что логически так и не понял, как всё это «срослось».
– А я ему рассказал, что по теории аэродинамики, такое насекомое, как шмель, летать не может. По определению. Но шмель в силу того, что об этом знать не знает, вопреки всем законам притяжения и гравитации – летает. С этой логикой знаменитый академик согласился, – улыбается Валентин Григорьевич.
Минеральный – значит природный
Но первые успешные опыты в использовании минералов не означали системной работы.
– Когда в 2005 году у меня подошёл пенсионный возраст, я подумал, чем буду дальше заниматься, так как сидеть на лавочке не в моих правилах. И тогда сын Станислав, который пошел по моим стопам, став и инженером, и экономистом, предложил развивать начатое мною, только не как увлечение, а как целенаправленную работу по созданию сертифицированной промышленной технологии. Было учреждено научно-производственное объединение «Геоэнергетика», которое за короткий срок реализовало весь комплекс разрешительной документации для работы по Гособоронзаказу. На КТЗ было принято решение о заключении договора по внедрению в производство минеральных покрытий, придающих поверхности износостойкость, антифрикционные свойства, стойкость к коррозии, – говорит он.
Сейчас Валентин Григорьевич является техническим директором научно-производственного центра «Технологии минеральных покрытий», он один из идеологов и основной разработчик технологии минеральных покрытий, исследователь-практик в области трибологии, автор (соавтор) патентов по технологии минеральных покрытий. Награжден медалью «300 лет Российскому флоту», грамотой и медалью «Инженерная слава России».
– Мы используем то, что дала нам сама природа, – минералы природного происхождения. Все новые проекты ВМФ, а также первая в мире плавучая атомная электростанция «Михаил Ломоносов» работают с нашими минеральными покрытиями, обеспечивая высокую надёжность работы энергетического оборудования, – с гордостью говорит он. – В нашем центре научились переносить свойства минералов на поверхности деталей, придавая им уникальные свойства, на «ноу-хау» большой спрос у нас и за рубежом.
Александр ТРУСОВ