Врач-рентгенолог, заведующий отделением лучевой диагностики городской больницы № 5 – о тонкостях профессии, жизненных ценностях и увлечениях.
До самого окончания школы Константин Скугаревский думал, что станет учителем. Но в последний момент решил послушаться маму, врача-окулиста, и поступил в Смоленскую медицинскую академию.
Бабушка его во время войны была фельдшером в партизанском отряде. Константин вуз окончил как педиатр. Интернатуру проходил как офтальмолог. Служил начмедом в тюрьме строгого режима. Девять лет работал в институте Склифосовского. А премудрости рентгенологии постигал у самой Галины Раковской, уважаемой всеми калужскими медиками, возглавлявшей рентгенологию области на протяжении многих лет.
Продолжая династию
– Константин Евгеньевич, почему из всех видов лучевой диагностики выбрали именно рентгенологию?
– Рентгенология – это базовое направление, именно в ней берут начало большинство методов лучевой диагностики. Эта специализация стремительно развивается и идёт бок о бок с высокими технологиями. Чтобы вовремя поставить правильный диагноз, оценить динамику и объем поражения органов, приходится постоянно профессионально совершенствоваться.
– Ваша старшая дочь оканчивает один из престижных вузов страны – 1–й мед. Видимо, пойдёт по стопам родителей?
– Мы с женой не настаивали и не влияли на её выбор. Мария искала свой путь до последнего курса. Последние несколько месяцев волонтёрствовала в больнице в Сокольниках для больных covid-19. Однако в дальнейшем, видимо, действительно будет совершенствоваться как рентгенолог. Это её решение. Значит нас, рентгенологов, будет в семье уже трое. Жена Татьяна заведует рентгенологией в областной больнице и является главным внештатным рентгенологом области. Младшая дочь Анна – студентка нашего КГУ, увлечена путешествиями. А два сына ещё школьники.
Во всём нужна мера
– Константин Евгеньевич, что эффективнее и точнее – рентген, компьютерная томография или магнитно-резонансное исследование?
– Универсального вида диагностики нет, у каждого есть свои недостатки и свои достоинства, в совокупности они все дополняют друг друга. Магнитный томограф лучше исследует мягкотканные органы – печень, почки, головной мозг. А вот кости лучше всего смотреть именно на рентгене или компьютерной томографии. КТ – это более углублённый метод диагностики, благодаря которому можно увидеть различные патологические изменения в лёгочной ткани на уровне альвеол. Рентгеновский снимок менее информативен.
– Действительно ли, что рентген вреден для здоровья и проходить его нужно только в крайних случаях.
– Рентген необходим, например, при наблюдении после тяжёлых травм, переломов, чтобы знать динамику. Вредное действие таких видов диагностики, как МРТ и УЗИ, не доказано. Магнитно-резонансная томография основана на излучении электромагнитных волн, а ультразвуковые исследования – на испускании механических колебаний. Они не связаны с ионизирующей радиацией.
КТ относится к рентгенологическим методам обследований, она несёт лучевую нагрузку.
Covid-19 пошёл на спад
– Что для вас было самым сложным в прошлом году?
– Самым сложным для нас было в период пандемии выдержать высокий темп работы. От качества и скорости описания зависит, как быстро врач-клиницист назначит пациенту лечение. Тут медлить нельзя. А количество пациентов в какой-то момент увеличилось в несколько раз. Ноябрь и декабрь были самыми сложными. За смену принимали до 70 человек, при норме 15-20! Из них на рентгене с подозрениями на сovid-19 приходилось до 10 пациентов в день. И помимо работы в рентгенкабинете пришлось подключаться к диагностике на аппарате КТ. Сейчас количество пациентов постепенно нормализуется, и мы можем больше времени уделять больным с другими патологиями.
– Говоря о способах выявления пневмонии, как одного из показателей наличия в организме человека коронавируса, считается, что компьютерная томография – лучшая диагностика заболевания. Так ли это?
– По моему опыту, это действительно так. На КТ сovid-19 хорошо узнаваем. Более того, видна сопутствующая патология. Периодически выявляли больных с подозрением на онкологию. Поэтому очень важно заботиться о своём здоровье и вовремя проходить обследования.
На собственной «шкуре»
– Константин Евгеньевич, как и многие ваши коллеги, находящиеся на передовой, вы так же оказались в числе заболевших Covid-19. Тяжело ли перенесли эту заразу?
– У нас здесь действительно одно из самых опасных мест. Месяц назад у меня диагностировали 55% поражения лёгких со множественными крупными очагами, с тенденцией к их слиянию. Состояние, в котором я пребывал, мягко говоря, очень неприятное, в том числе и психологически. Некоторые из тех, у кого было 80% поражения, но с более разряжённой очаговой картиной, переносили болезнь легче, чем я. Огромное спасибо всем, кто поставил меня на ноги: и врачам, и медсёстрам 2-го ковидного отделения областной клинической больницы. Лечение и уход были просто великолепными. Сейчас постепенно восстанавливаюсь. Но ещё чувствую слабость, несмотря на то что прошло более двух недель после выписки. Обычно легко подтягивался на турнике до десяти раз. Пока не получается и одного.
Увлечения для всей семьи
– И это при том, что вы человек спортивный. Как же ваша мечта о покорении Эльбруса?
О ваших увлечениях не раз писали и снимали сюжеты местные СМИ. Я знаю, вы любите рыбалку, конный спорт и альпинизм. На Чегет восходили трижды.
– Пока на снежные вершины Эльбруса попасть не удалось, всему виной капризная погода. Но эту мечту обязательно постараюсь воплотить в жизнь. Чуть позже. А пока потихонечку втягиваюсь в нормальный ритм жизни. Помогают дети, которых я пристрастил к лазертагу. Уже пару раз всей семьёй выбирались на игры. Спадут морозы – выберусь и на рыбалку. Слава Богу, зима нынче великолепная!
– Константин Евгеньевич, у вас день рождения 24 февраля, сразу после Дня защитника Отечества. Будете отмечать в кругу семьи?
– Конечно! Но только чуть позже. Соберёмся в выходные. А 24-го – обычный рабочий день.
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ