Пальцы делали всё сами: интервью с девушкой-намотчиком катушек трансформаторов

На флоте, в столичном метро и аэропортах страны востребованы калужские трансформаторы, изготовленные на электротехническом заводе

Одна из главных специальностей на здешнем небольшом заводе – намотчик катушек трансформаторов, поскольку от профессионализма работников именно этого участка зависит качество изготовления главного элемента любой энергосистемы – трансформатора.


Лидия Медведева, мастер катушечного участка, проработала здесь рядовой намотчицей двадцать лет и считает эту специальность штучной. По ее словам, изучению тонкостей этой профессии посвящают годы, но даже у бывалых работниц в процессе изучения нового технического задания на изготовление того или иного вида трансформатора все равно возникают вопросы.


Моё или не моё?

Первое знакомство с данным участком у Лиды произошло в июле 2001 года. Сюда она пришла 20-летней девчонкой, окончив профессионально-техническое училище и получив специальность оператора швейного оборудования. Два года она без особого интереса шила на одном из предприятий города.
Пойти на электротехнический завод надоумили родители, в ту пору они там работали: мама – в отделе технического качества, а папа – слесарем, затем штамповщиком на производственной линии. Ни дать ни взять – трудовая династия. Родительский вердикт был таков: попробуй, а там решишь – твое это или не твое. Что ж, довод на тот момент был весомый.

– На рабочее место меня привела опытный мастер Валентина Петровна Колобаева, которая отработала тут пятьдесят лет, села рядом и начала показывать азы, причем делала это тактично, спокойно, – вспоминает Лида. – Что я для себя тогда уяснила? Прежде всего то, что намотчик катушек трансформатора должен обладать хорошим здоровьем и физической силой. Также у специалиста должна быть развита высокая концентрация внимания и хорошая зрительная память. Попробуй своевременно отметить и зафиксировать, сверяясь со счетчиком, четыре тысячи уложенных витков проволоки на катушке – ни больше ни меньше. Поверьте, это непросто.

Дочь и муж – её тыл

Когда разговор заходит о семье, Лидия заметно веселеет. Действительно, не работой единой жив человек.

С будущим мужем ее познакомил родственник, который тоже работал на электротехническом заводе. Поженились, сейчас живут на улице Степана Разина. Муж устроился на предприятие с иностранным участием, на линию, где изготавливают топливные баки для легковых автомобилей. Сейчас переквалифицировался на слесаря-ремонтника, причина проста – больше платят, правда, работа там трехсменная.

В 2010 году у Медведевых родилась дочка, ее назвали Ангелиной. Сейчас учится в четвертом классе. С трех лет увлекается танцами, и это у нее неплохо получается.

– В 2019 году в Сочи проходил международный танцевальный турнир SOCHI OPEN 2019, куда от Центрального федерального округа был приглашен и коллектив из Калуги, в котором танцует Ангелина. Родители с детьми поехали туда на поезде, выкупив места в отдельном вагоне. С увлечением они болели за своих детей. А соревнования по танцевальному спорту в разных категориях и возрастных группах одновременно шли на трех площадках. В оставшиеся дни купались, загорали, путешествовали по горам. Осталось много отличных воспоминаний, которые запечатлели на фото и видео, – рассказывает Лидия.
Еще одно путешествие они втроем на авто совершили в Краснодарский край, в поселок, который находится неподалеку от Темрюка. Тоже всем все понравилось.

Что касается свободного времени – его практически нет. В выходные дни – уборка, стирка, готовка, желательно приготовить что-нибудь вкусненькое. В будни решает с Ангелиной домашние задания по арифметике, по мнению Лидии, довольно сложные.

– Приходится перезваниваться с родителями одноклассников дочери, советоваться с ними, спрашивать, искать подобные решения в интернете, в общем, вместе с ребенком вновь прохожу школьную программу, и, замечу, она сложная для детей этого возраста, – считает Лидия.

У профессии – женское лицо

А еще Лиде пришлось подучиться основам электротехники, понять принцип работы различных намоточных станков, изучить виды трансформаторных обмоток, а также свойства проводников и изоляционных материалов. Приходилось заниматься пайкой и изоляцией медного провода, причем разного сечения.

Основа основ – намотка. Производится она на станке, ее скорость регулируют с помощью ножной педали и отслеживают по счетчику для получения необходимого количества витков. Для повышения плотности намотки витки подбиваются вручную – специальным деревянным молотком.

– Не забуду свой первый день. К концу смены очень устала, ведь в работе в одинаковой степени участвуют ноги, руки и глаза. Зато чуть позже, когда втянулась в процесс, провод, который раньше казался очень тонким, теперь ощущался в руке словно стальной плетеный канат. Пальцы стали настолько чувствительными, что я с легкостью его держала и подправляла, когда надо. Натяжка регулировалась как бы сама, я уже не контролировала ее, пальцы делали все сами. Укладка тоже шла сама собой, я лишь наблюдала за ней, – вспоминает мастер.

Успехи Лидии в производственной деятельности заметили, и в августе 2017 года приказом по заводу ее назначают мастером катушечного участка. Изменились служебные обязанности: теперь она ежедневно проводит с работницами инструктаж по технике безопасности, заполняет производственные журналы, разрабатывает и обсчитывает сменные задания.

– Не зря я утверждаю, что наша работа штучная. Далеко не все женщины – а профессия эта точно женская, – устраиваясь на работу, выдерживают ее ритм и готовы к такой усидчивости и концентрации внимания. Многие не выдерживают. Людей не хватает, и мне приходится вместе с другими работницами садиться за станок и делать ежедневную норму, – отмечает мастер. Правда, в последнее время в намотчики идут и мужчины – на изготовлении больших трансформаторов необходима мужская сила.

«Нужно идти в ногу со временем»

По мнению Лидии Медведевой, на предприятии необходимо техническое обновление. Это не только подстегнет спрос, но и привлечет на производство молодежь. Что касается кадрового потенциала, то его нынешняя подготовка отвечает современным требованиям. На заводе выполнили ряд важных военных заказов, в том числе поставку трансформаторов для военного крейсера «Адмирал Кузнецов», а также для московского метрополитена, лифтовых заводов, железнодорожного транспорта, аэропортов страны.

Александр ТРУСОВ