Давайте представим, что в Театр юного зрителя пришёл совершенно необычный зритель. Возможно, это представитель какого-то далёкого от цивилизации народа, а может быть, и кто-то, разодетый в шелка и бархат, знакомый с лучшими образцами европейского сценического искусства. Не исключено, что они пришли оба и сели на соседние места. Ведь Калужский ТЮЗ не обходит своим вниманием никого, так что пофантазировать относительно зрителя, я думаю, мы тоже можем.
Недавняя премьера Калужского ТЮЗа – «Гроза» А. Островского – определила театр как почтенное учреждение, способное преобразить зрительный зал в лабораторию для работы с духовной сферой человеческой жизни. Для создателей того или иного спектакля важны не те эмоции, с которыми зритель сидит в зале, а те, с какими он уйдёт. Выходя из театра, человек уносит с собой что-то, живущее отныне в его сознании. Неважно, кто ты – утончённый ценитель искусства из Парижа или продавец кокосов из африканской глубинки. В нашем случае и тому, и другому, и вообще всем любителям театра нашего города была предложена одна из самых ярких страниц русской культуры.
Вероятно, выбор пьесы выглядел более чем предсказуемым – «Гроза» Александра Островского. Своего рода энциклопедия русских характеров середины XIX века. А ещё это благодатная литературная почва для того, чья цель – нагрузить общеизвестную драму своими смыслами. И немаловажным фактором успеха и откровенного сближения постановщика с текстом должно послужить некоторое созвучие материала со струнами души режиссёра.
По драматургии такого уровня сверяют свои шаги многие. Не всем такое удаётся. «Замахнуться на классику» – это мечта. В классике черпают силы все прочие произведения. Её непреходящая актуальность служит художественной и психологической основой для разнообразных творческих задач. Но самое важное при этом – понять автора.
У Михаила Визгова, отличающегося бережным отношением к слову вообще, работа над «Грозой» довела диалог с Островским до звенящей прозрачности. При таких условиях на сцене классика остаётся вечно живой и актуальной. Более того, как Островского глубоко волновали реальные женщины, которых он любил, чьими чертами он наделил Катерину, так и Визгов уверенно и убедительно насыщает пространство спектакля теми идеями, что ведут его вперёд и дают жизнь его театру. Которые далеко не сразу исчезнут в трясине повседневных забот, где бы эти заботы ни докучали человеку – в Париже ли или в знойной безводной, далёкой от всех благ пустыне.
Театр для всех, как называет себя Калужский ТЮЗ, в очередной раз осмелился преподнести публике мысль о животворной силе русской культуры. Ведь это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. Это специфичная манера жить и думать, это народные традиции и обряды, менталитет и мировоззрение. Это некий код культурного, нравственного, человеческого свойства, ежесекундно помогающий человеку идти по жизни. Утратив его или не овладев им, мы рискуем навлечь на себя ту грозу, о которой справедливо предупреждал русский драматург. Кто знает, возможно, мы потеряем ключ ко всем прочим явлениям в нашем мире, называемым «культурными». Чтобы этого не произошло, приходите в ТЮЗ на Островского.
Сергей ГРИШУНОВ, руководитель литературно-драматургической части Калужского ТЮЗа