Режиссер Юлия Мялькина известна в городе своими необычными театральными проектами. В марте она открыла детскую студию при драмтеатре. К концу мая студийцы планируют ни много ни мало выпустить спектакль.
Юлия рассказала о своем творческом пути, о том, как театр помогает человеку, особенно юному, обрести себя.
Ромео и Джульетты
– Моя личная театральная история началась еще в детском саду и в школе – на всех утренниках я была на сцене. В 14 лет пришла в театральную студию Муниципальной экспериментальной школы дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), которой руководит Наталья Валентиновна Грибанова. Помню наш спектакль по пьесе Шекспира, где был один Ромео и несколько Джульетт. Девочек в студии было много, и каждая сыграла Джульетту в какой-то одной сцене. Мне досталась сцена на балконе.
После школы я пробовала поступить в ГИТИС на актерский факультет. Не получилось. Тогда я поступила на филфак КГУ. На первом курсе у нас был предмет «Устное народное творчество», и мы с подругами сделали спектакль с частушками, колядками и прибаутками. И потом на каждом курсе, по каждому периоду русской и зарубежной литературы мы писали сценарий, в котором компилировали фрагменты произведений, и ставили спектакль.
Судьбоносная встреча
– Когда я училась на третьем курсе филфака, в Калуге открылся филиал Московского государственного института культуры. Александр Баранников набирал студентов, и я поступила к нему на режиссерский курс. Несколько раз на нашем курсе менялись мастера, и, наконец, нас взял под свое руководство Александр Плетнев.
Александр Борисович говорил нам очень важные вещи: «Театр – это не работа. Это моя жизнь, и я хочу вкладывать свое время и свою энергию во что-то важное, достойное, нужное». Он был убежден, что надо ставить спектакль только тогда, когда ты не можешь не ставить, – так велика потребность поделиться со зрителем тем, что в сердце. И еще – сколько отдашь, столько и получишь. Если отдашь мало, спектакль «не зарядится», а если вложишь в него всю душу, обязательно будет отклик. Спектакль будет жить, наполненный твоей энергией.
Покорение ГИТИСа
– Я пыталась поступить в ГИТИС на протяжении двадцати лет, и в 2017 году все-таки закрыла этот гештальт. Поступила на курс к Владимиру Байчеру и Тимофею Сополёву. Владимир Байчер высказал мысль, которую я храню в своем сердце: «Не нужно ничего выдумывать – в театре уже все было. Все, кроме вас». Оригинальные ходы и сложные мизансцены – не главное. В театре нужно быть собой, только тогда то, что ты делаешь, будет интересно. И это касается не только театра.
В учебе мне пришлось сделать перерыв: родился младший сын. Сейчас мои однокурсники уже готовятся защищать дипломные проекты. Конечно, я хочу вернуться, но думаю – нужно ли? Говорят, что если ты уделил какому-то делу 10 000 часов, это приравнивает тебя к профессионалу. В течение семи лет я вела театральную студию: сначала в МЭШДОМ, потом в школе «Радуга», были «Семейные театральные чтения» и другие проекты… Может быть, эти 10 000 часов уже наработаны?
Спектакль на крыльце
– Спектакль «Сказки детского мира» я хотела сделать давно, но помешала пандемия. Нельзя было ни актеров пригласить, ни зрителей собрать. И тогда я позвала своих соседей – детей и родителей, и прямо на улице, на крыльце своего дома в селе Спасово сыграла этот спектакль. Позже я играла его в Калуге на Дне города, а зимой – на одной из площадок «Новогодней столицы». Даже в Москву с ним съездила.
Именно этим я и хочу заниматься – уличным театром, в котором есть что-то от цирка, от клоунады. Это близко к тому, что делает Слава Полунин. «Снежное шоу» – одно из самых ярких моих театральных впечатлений. Настоящий театр погружает человека в мир добра и света, заставляет его смеяться и плакать. И потом уже не хочется жить как раньше, появляется желание что-то менять к лучшему.
Мне часто говорят зрители, что мои спектакли терапевтичны. Значит, все не зря. Чтобы делиться теплом и радостью с другими, надо сначала накопить их в себе. Быть радостной – это мой осознанный выбор даже в непростых жизненных обстоятельствах. Радость повсюду, и я верю, что за облаками есть солнце, даже если сейчас мы его не видим.
Быть Томом Сойером
– «Сцены у забора» по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» – первый мой спектакль, поставленный с детьми в театральной студии МЭШДОМ. На главную роль взяла мальчика, который пришел к нам недавно. Ему с трудом давались сценическая речь и движение, но было огромное желание играть. Это желание, упорство и внутренний огонь помогли преодолеть все сложности. У нас получился отличный спектакль про ребят, которые не боятся жить и радуются каждому моменту. Юные актеры просто отжигали на сцене. Мы получили Гран-при на городском фестивале и диплом за лучшую сценографию на всероссийском.
Работа над ролью может помочь ребенку решить внутренние конфликты, социализироваться, раскрыть свои таланты в каких-то других областях, не связанных с театром. Может сработать «эффект карнавальной маски». Казалось бы, надев маску, ты становишься кем-то другим. Но именно маска дает тебе возможность действовать так, как можешь только ты.
Воспитание театром
– В драмтеатре группа из 15 ребят от 7 до 13 лет собралась всего за пять дней. В нашей театральной студии, как и в МЭШДОМ, нет отбора при поступлении. Далеко не каждый ребенок станет актером, но каждому предстоит найти свой собственный путь в жизни. Театр помогает почувствовать и принять себя.
Сейчас у нас период упражнений, тренингов, маленьких этюдов. Дети учатся свободно чувствовать себя на сцене. Я была очень рада, когда позвонил Михаил Алексеевич Кузнецов и сказал, что ему было бы интересно участвовать в работе студии. Общение с прекрасным артистом, светлым и добрым человеком для детей очень ценно. Я буду приглашать и других наших актеров, думаю о сотрудничестве с детскими театральными коллективами Калуги.
Сейчас у нас разновозрастная компания, и это очень хорошо: в спектакле, который мы вот-вот начнем ставить, есть роли и для маленьких, и для старших детей. Для постановки я выбрала несколько рассказов из книги Ариадны Борисовой «Записки для моих потомков», на их основе пишу сценарий. Я прочитала эти рассказы детям, они им очень понравились. Там все, как мы любим, – и смешно, и грустно, и трогательно. Посмотрим, что получится.
Екатерина ШЕВЕЛЕВОЙ.
ФОТО Анастасии Гришаковой, Алисы Власовой и из архива Юлии Мялькиной