Творить и общаться: для людей с ментальными расстройствами открылась новая мастерская «Я в деле»

Это стало возможным благодаря совместным усилиям благотворительного фонда «Волонтёры – детям» и Калужской региональной общественной организации «Город надежды».

– Мне приятно с такими детьми работать, – рассказывает педагог Татьяна Хлопчур. – У них душа нетронутая, не искорёженная современными вкраплениями. Они более податливые, послушные. Мы нашли контакт с каждым. Всегда очень ждём с ними встречи, и они ждут.


Ты нужен

Для ребят младшего возраста с особенностями развития в Калуге существуют центры для занятий. Но чем старше они становятся, тем меньше у них возможностей для общения и самореализации. Как не допустить того, чтобы они оказывались запертыми в четырёх стенах – таким вопросом давно задаются родители, руководители благотворительных фондов, волонтёры.

– Много сил вкладывается в реабилитацию малышей, ребят начальной школы, и при этом зачастую забывают о подростках и молодых людях, которые также хотят получать какие-то навыки, – говорит Екатерина Петрова, руководитель КРОО «Город надежды». – Для ребят очень важно чувствовать себя нужными, реализованными, быть занятыми.

Теперь подростки и молодые люди смогут осваивать новые навыки и общаться в столярной, слесарной мастерских и участвовать в свечном производстве.

– Изначально у нас была свечная мастерская. Мы понимали, что этого недостаточно. Ребятам нравится разная деятельность. Город выделил нам в безвозмездное пользование помещение на Карла Либкнехта, – рассказывает Екатерина. – У нас здесь три комнаты – для групповых занятий, для занятий кулинарией, офис, где работают логопеды-дефектологи, а теперь и мастерские для освоения новых навыков и видов деятельности.


Вклад каждого

– Мы выяснили, что поделки или рисунки ребят не так увлекают, как необходимая в быту вещь, которую они сами смастерили. Например, полка, – говорит Татьяна Хлопчур. – Когда они знают, что могут своими руками сделать что-то нужное, тогда с большим интересом отдаются в руки педагогу. Нет лени. Их не надо заставлять или уговаривать.

– Для них это настоящая работа, – добавляет Екатерина. – Они узнают правила техники безопасности, как включить оборудование, знакомятся с материалами. Здесь не просто идёт развитие, ребята овладевают конкретными действиями. Есть среди них люди с тяжёлыми нарушениями, которым весь процесс изготовления свечей или какого-то другого изделия сложно освоить. И они делают что-то одно – помечают фитиль от свечи и т. д. И когда видят конечный результат, понимают, что тоже могут что-то сделать.

С ребятами занимаются чуткие педагоги, готовые подстроиться под особенности каждого, пришедшего в мастерскую.


«Много сил вкладывается в реабилитацию малышей, ребят начальной школы, при этом зачастую забывают о подростках и молодых людях, которые также хотят получать какие-то навыки».


– С ребятами я работаю давно. Сначала меня пугало их поведение, мне было непонятно проявление агрессии. Потом оказалось, что это происходит, когда они неуверенно себя чувствуют, когда совершают ошибки. Но стоит их приободрить, сказать: «Ошибки допускают все люди, и я совершаю их постоянно», они сразу становятся более спокойными, заинтересованными.

– Чтобы заниматься с детьми, многие мамы особенных ребят готовы освоить разные виды деятельности, – рассказывает Екатерина Петрова.

Среди них Елена Филиппова. Она вместе с ребятами изготавливает свечи.

– Это была моя идея, меня поддержали, закупили оборудование. Сначала я занималась со своим сыном, потом к нам ещё один парень присоединился – и дело пошло. Для самых тяжёлых ребят, неговорящих, я сделала картинки-карточки. Они на них смотрят и делают. Эта монотонная работа их успокаивает. В любой момент можно пройтись, окунуть свечку в воск, отойти. Перемещение для них очень важно.

Елена отмечает, что раньше больше двух детей у неё одновременно заниматься не могли, нынешняя мастерская позволит реализоваться гораздо большему числу ребят.

А ещё здесь они постепенно раскрываются и впускают в свой камерный мир сверстников.

– У нас занятия разделены на две части. Первая – обязательно ручная работа, а вторая – игровая деятельность, психологические проработки каких-то моментов. Обязательно занятия заканчиваются чаепитием. Ребята должны самостоятельно всё сделать: накрыть на стол, спросить у товарища, что он хочет, убрать за собой, помыть посуду. Мы занимаемся с очень замкнутыми, сконцентрированными на себе людьми. А в такие моменты они вынуждены раскрываться, общаться. Это позволяет им раскрепоститься, – говорит Татьяна Хлопчур.


Работы ребят продаются на ярмарках, благотворительных аукционах, форумах. Собранные таким образом средства идут на развитие мастерских.


Елена Французова

Фото Антона Забродского