Когда занимаешься любимым делом, это не столь важно!
В этом убеждена Елена Афонина, ведущий специалист конструкторско-технологического бюро сборки, имеющая 35-летний стаж на заводе «Автоэлектроника».
– Все предметы, окружающие нас, созданы инженерами-конструкторами, кроме мира природы. Это интересная и креативная профессия для людей, любящих и точные науки, и творчество, – убеждена она.
Новый день – новые вызовы
Рабочий день у Елены Афониной начинается в восемь утра, а уже в 08:05 включен компьютер, загружены программы. На столе – кипы нужной рабочей документации, рядом лежат макеты будущих изделий. Для постороннего человека это хаос, для нее – определенным образом разложенные документы и детали, чтобы было удобно работать. А как же происходит сам рабочий процесс?
– Если коротко, наш отдел получает задание на разработку нового изделия, в нем указаны требования, какие параметры и характеристики должны быть. В этот момент создается творческая группа, в которую входят схемотехники, технологи и другие специалисты. Схемотехник ставит задачу – что именно ему нужно для будущей детали, обозначает ее габариты, вес. Мы, в свою очередь, определяемся и приступаем к разработке рабочего изделия. Сначала делается макет в 3D, затем из цеха получаем пробное изделие, которое проходит испытание. Партнеры и заказчики «Атоэлектроники», такие автогиганты, как «АВТОВАЗ», «ГАЗ», «КАМАЗ», «УАЗ», довольны качеством нашей продукции,– рассказывает инженер-технолог.
Как правило, рабочий день Елены заканчивается в 17 часов. Но случается и так, что приходится работать сверхурочно – задерживаться или выходить на рабочее место в выходные. В работе, по ее словам, есть неписаный закон: если задача поставлена – ее необходимо выполнить. Благо на предприятии любая переработка достойно оплачивается.
Афонина вспомнила один из недавних случаев: поступил важный заказ с «АВТОВАЗа». Необходимо было изготовить изделие по заданным габаритам, в жестко обозначенных техзаданием рамках.
– Мы собрались творческой группой, тщательно изучили и «разбили» на составляющие эту деталь. После этого наша команда поняла, что не сможем сконструировать изделие именно так, как нам предлагают. Мы обосновали, почему, и предложили свой, другой вариант. На «АВТОВАЗе» изучили наши материалы и написали в ответ, что изделие не проходит по одному параметру. Я и мои коллеги все пересмотрели, пересчитали параметры и предложили еще один вариант, который и устроил заказчика.
Елена Афонина испытывает чувство гордости за изделия, сконструированные ею, которые в составе продукции российских (и не только) автозаводов служат и радуют наших соотечественников. Особенно гордится ведущий инженер-конструктор светотехническими изделиями.
– Очень приятно, когда садишься в любой автомобиль «АВТОВАЗа», в салоне которого есть наши, калужские детали. Ведь это работа наших инженеров, которые создали качественные приборы. Примечательно, что наши детали имеют и современный дизайн, и с практической точки зрения изготовлены на уровне западных аналогов, – делится эмоциями Елена.
Профессия – это «по любви»
«Если бы у Бога была профессия, то она называлась бы «инженер-конструктор». Это расхожее в кругу «технарей» мнение метко характеризует значимость инженеров и конструкторов в создании современного мира. При этом благодаря не каким-то магическим способностям, а математическим знаниям, образованию и желанию заниматься любимым делом и «гореть» на работе. Определенно, наша собеседница Елена Афонина – из их числа.
– Я родилась в Ангарске. Папа – военный, поэтому в советское время поколесили по Союзу. Восемь классов закончила на Урале, десятилетку – уже в Калуге, выпустившись из 18-й средней школы. Потом я задумалась: куда дальше пойти? У меня был дед – мастер золотые руки, работал на любых станках, я частенько заходила к нему в мастерские, там прошли мои детские «университеты». Поэтому, «заболев железками», сделала осознанный выбор: поступила в калужский филиал тогда еще бауманского института на отделение «Технология машиностроения». Завершив учебу, по распределению была направлена на Калужский завод телеграфной аппаратуры, где стала работать инженером-конструктором. Я сердцем прикипела к этой профессии, мой выбор – «по любви», – говорит она.
Когда молодой инженер появилась в отделе КЗТА, все конструкторы еще работали на кульманах – чертежных приборах в виде доски. Первые свои работы Елена тоже делала на кульмане. Например, чтобы визуализировать изделие, нужно было в цехе сделать настоящий макет – выпилить, склеить, вырезать. Сейчас это делается с помощью 3D-печати, 3D-модель создается в специальной компьютерной программе. Кульманы остались в прошлом.
– Моя деятельность была связана с разработками и сопровождением изделий телеграфной аппаратуры. Все вроде неплохо складывалось, но в 1998 году я решила перебраться на «Автоэлектронику», поскольку здесь уже появились новые компьютеры с мощным программным обеспечением, широко использовались 3D-технологии. На «Автоэлектронике» мне понравилось, что рядом трудятся молодые, способные и амбициозные конструкторы, занятые изготовлением целой линейки новых изделий, связанной с отечественной автомобильной промышленностью. Немаловажно, что здесь и зарплату платили вовремя. Я пришла в отдел кадров, сказала, что хотела бы устроиться на участок моделирования. К моей радости, место нашлось. В результате отработала здесь больше двух десятков лет, награждена почетными грамотами Губернатора и министра экономического развития. Хотя возраст у меня уже пенсионный, продолжаю трудиться в родном конструкторско-технологическом бюро. У меня большой опыт, есть огромное желание работать и помогать родному предприятию, – говорит заслуженный специалист.
Самый лучший день, или Все только начинается
Елена Афонина может часами говорить об особенностях любимой работы. По ее мнению, в профессии инженера-конструктора воплощены в одном лице художник, скульптор и архитектор. Инженер – настоящий творец. Ведь ему решать, как будет выглядеть изделие в окончательном виде.
Несмотря на увлеченность работой, у Елены хватает времени и для семьи. Как у каждого из нас, в её жизни много ярких, запоминающихся событий. Одним из них Елена поделилась с нами. Оно произошло семь лет назад, когда Елена Афонина отмечала 50-летний юбилей.
– Первый раз в жизни, по совету сына и мужа, я решила в компании родных и друзей сплавиться на байдарках по Жиздре, чтобы отметить свой полувековой юбилей. Мы собрали большую команду, взяли шесть лодок, припасы. Вечером на одной из стоянок устроили праздник. Впечатлений было море: звездное небо над головой, костер, уха, импровизированная баня с пахучими березовыми вениками, поздравления в стихотворной форме, туристские песни под гитару. Я была на седьмом небе от счастья, – делится она радостными воспоминаниями.
«В отличие от многих других профессий, работа инженера-конструктора имеет практическое воплощение. Ты можешь в реальности увидеть и прикоснуться к результату своего труда. Это бесценно и всегда приносит новые положительные эмоции – маленькое чудо, которое ты сконструировал сам».
Александр ТРУСОВ. Фото Антона Забродского