Ирина Де Мео родилась в Калуге. Она замужем за французом, с 2009 года живет в Бургундии. Недавно Ирина сделала прививку от covid-19 и прилетела в Калугу навестить маму. Она рассказала, как проходит во Франции вакцинация от коронавирусной инфекции.
«Вы забыли маску!»
– Ирина, на каком уровне сейчас заболеваемость во Франции? Какие ограничения действуют в связи с пандемией?
– Во Франции ежедневно заболевает ковидом больше 2300 человек. Для сравнения: в пик третьей волны, 12-13 апреля 2021 года, было до 50 000 новых заболевших в день. Первую дозу вакцины получили уже больше 30 миллионов человек.
9 июня у нас открылись спортзалы, кафе и рестораны в помещениях. Работают музеи, кинотеатры и стадионы, но с ограничениями по заполняемости. На кинопоказах, матчах и массовых мероприятиях на открытом воздухе может присутствовать не больше 5000 человек.
17 июня отменили обязательное ношение маскок на улице, за исключением мест скопления людей. В транспорте и закрытых помещениях они по-прежнему нужны. Носить маску на подбородке – признак плохого воспитания и неуважения к окружающим. Замечания французы делают вежливо и деликатно: «Мне кажется, вы забыли маску!» Нарушителям масочного режима грозит штраф в 135 евро.
Людям из группы риска маски выдают бесплатно по рецепту врача. В супермаркете стоимость упаковки из 50 штук – 4,90 евро.
«Хочу дозу»
– Когда во Франции началась вакцинация?
– Она была поэтапной. С 27 декабря 2020 года начали прививать самых уязвимых: жителей домов престарелых, медработников, пожарных и социальных работников старше 50 лет, а также людей моложе 50 лет, страдающих сердечными и легочными патологиями, онкологией, диабетом и другими тяжелыми заболеваниями. Постепенно добавлялись новые группы по возрасту – в первую очередь прививали пожилых людей – и по состоянию здоровья.
Только с 12 мая открыли вакцинацию для всех желающих от 18 лет, но в порядке живой очереди, «остатками» размороженных в этот день вакцин. Для их отслеживания и записи на прививку в пункты вакцинации, где они образуются, создали сайт Jeveuxmadose («Хочу дозу») – французы шутят даже в такой сложной ситуации.
Наконец, с 27 мая отменили порядок живой очереди, а с 15 июня могут вакцинироваться подростки 12-17 лет.
Записаться на прививку можно по телефону и через сайт, который обычно используют для записи к врачам. Вакцинация бесплатная, нужно только предъявить медицинский полис. Сейчас у нас доступны четыре вакцины. «Пфайзер» наиболее распространен, он был самым первым и применяется дольше остальных. Я выбрала его.
– Как вы прошли вакцинацию?
– Я записалась на прививку в мае через сайт «Хочу дозу»: ввела свой индекс места жительства и выбрала ближайший пункт, где имелись остатки вакцины. За сутки до назначенной даты пришло SMS-подтверждение. Второй дозой вакцины привилась через 39 дней, 18 июня.
– Как перенесли прививку?
– Первая инъекция «прочувствовалась» ближе к вечеру. Было ощущение, что на левом плече синяк, место укола на ощупь казалось горячим. Ночью на этом плече было немного больно лежать, но принимать обезболивающее я не стала. На следующий день, ближе к обеду, возникло ощущение недомогания, ломоты в теле, хотя градусник показал 36,6. Я полежала час, и все прошло. После второй инъекции я все же выпила на ночь обезболивающее. Спала нормально, недомогания на следующий день не было.
Covid-19 и семейные анекдоты
– Вы болели covid -19?
– Ни я, ни мой муж в период пандемии не заболели, но мы с самого начала строго следовали требованиям самоизоляции. Работали удаленно из дома. Продукты до сих пор предпочитаем покупать через сайты магазинов. Свекровь приезжала раз в месяц, и мы все были строго в масках. Сняли их только после вакцинации. С остальной семьей общались с помощью видеозвонков.
Тетушка мужа, которая раньше любила расцеловаться при встрече, а потом заговорщицким шепотом сообщить, что у нее несколько дней кашель, так испугалась пандемии, что заперлась в своем доме и не выходила даже во двор. Как-то к ней приехал сын, привез лазанью. Тетушка через замочную скважину велела ему оставить блюдо на пороге и уехать. Бедолага Оливье, не ожидавший от матери такого приема, долго стучал ей в окно и кричал: «Но я же твой сын!» Эта история стала семейным анекдотом.
Из Франции в Россию
– Предпринимает ли государство какие-то меры, чтобы побудить французов вакцинироваться?
– Президент объяснил, что вакцина – это единственный способ остановить пандемию, поэтому большинство французов ждало её с нетерпением. Желающих привиться было очень много, и задача была структурировать этот поток. В прямом эфире к гражданам обращался премьер-министр, объясняя, что в первую очередь будут вакцинировать пожилых людей и тех, кто в группе риска по состоянию здоровья.
Никаких поощрений для тех, кто ее прошел, не предусмотрено. Но путешествовать, безусловно, легче вакцинированным: в других странах Европы не нужно сдавать ПЦР-тесты, которые там, в отличие от Франции, платные.
– Есть ли во Франции какое-то подтверждение статуса, вакцинирован человек или нет?
– У нас есть приложение «АнтиКовид», в котором регистрируешься, сканируя свой код на бланке о вакцинации. Туда же можно загрузить результаты ПЦР-тестов. Приложение может отслеживать перемещения – к примеру, чтобы выявить контакты заболевшего с посетителями ресторана или магазина. Эту функцию легко дезактивировать. «АнтиКовид» – первый шаг к санитарному, так называемому зеленому паспорту, за создание которого проголосовал Совет европейского союза 14 июня 2021 года.
– Для въезда в Россию вам потребовалось какое-то обоснование? Пришлось ли сдавать ПЦР-тесты?
– С 31 января 2021 года для выезда из Франции за пределы Евросоюза требовали доказательство неотложных мотивов (похороны или тяжелая болезнь близкого родственника, неотложная командировка и т.д.).
С 9 июня на фоне вакцинации Франция приоткрылась. По странам Евросоюза можно перемещаться без ограничений. Когда я улетала в Россию, мотив для поездки не требовался. С 23 июня ситуация изменилась. В связи с ростом заболеваемости Франция внесла Россию в «красный список» наряду со странами Африки и Турцией, так что мне повезло «проскочить» без неотложных мотивов.
Перед поездкой в Россию я сдала ПЦР-тест. Это было необязательно, но я летела к 72-летней маме и решила перестраховаться. Французский тест в России не принимается, поэтому, прилетев сюда, я должна была в течение пяти дней сдать два ПЦР-теста с разницей не меньше 24 часов и разместить результаты на сайте «Госуслуги». Результаты всех тестов, разумеется, были отрицательными.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото из архива Ирины Де Мео