В следствие – за романтикой и справедливостью. Женский и мужской взгляд на профессию следователя

25 июля сотрудники следственных органов отмечают профессиональный праздник –
День сотрудника органов следствия РФ. Сегодня благодаря телевидению и кинематографу это, наверное, самая популяризированная профессия.


И если в середине прошлого века она считалась мужской, то в наши дни среди следователей немало представительниц прекрасной половины. У каждого человека свой путь, свой взгляд и свое отношение к делу. Сегодня о работе в Следственном комитете рассказывают два молодых профессионала, оба старшие лейтенанты юстиции, которые на хорошем счету у руководства, активны, оперативны, инициативны и индивидуальны – старший следователь следственного отдела по г. Калуге Елена Шатохина и следователь по особо важным делам следственного отдела по г. Калуге Вадим Платов.

Елена премудрая

С первых слов разговора с Еленой очевидно, что она обстоятельный, по-хорошему въедливый и ответственный человек. При этом отмечает, что профессия выбрала ее сама.

– Этому отчасти способствовало телевидение – профессия следователя в сериалах очень романтизирована. Кроме того, еще в школе я тянулась к справедливости, заступалась за слабых. Поэтому, когда пришло время определиться с учебой в вузе, без сомнения решила поступать в Саратовскую государственную юридическую академию, чтобы изучать право и в дальнейшем оказывать людям правовую помощь. Но даже к окончанию учебы в академии на сто процентов не была уверена, что буду работать в следствии. Все решил случай. По окончании вуза мне предложили должность следователя Людиновского следственного межрайонного отдела, и, начав работать, втянулась.

Поначалу было непросто, ведь, как известно, теория очень отличается от практики. На первых порах помогали старшие коллеги – поддерживали, подсказывали, – вспоминает Елена.

На всю жизнь запомнилось ей первое дело, как она его до сих пор называет, – про старичков-разбойников.

– История произошла на территории дома для престарелых и инвалидов. Два дедушки, с виду божьих одуванчика, чего-то не поделили, и один на другого напал с ножом. Мне как молодому следователю, как девушке было и жалко их, ведь одинокие старички, и, с другой стороны, удивительно: ну чего в их возрасте можно делить? Но пришлось отбросить эмоции и жалость и отнестись к делу со всей серьезностью. Оказалось, это далеко не первая стычка стариков и совсем не шалость. После следственных мероприятий действия обвиняемого были квалифицированы как покушение на убийство, то есть совершение особо тяжкого преступления. Дело было направлено в суд, и обвиняемому вынесли приговор, конечно, с учетом возраста. Наверное, любой следователь всегда помнит свое первое дело, оно же показало мне, что эмоции нужно оставлять в стороне, – говорит старший следователь.

При этом Елена признается, что в некоторых случаях очень трудно бывает отбросить эмоции.

– Особенно это касается преступлений и правонарушений против детей. Сейчас в производстве у меня шесть дел, есть среди них и «детское». Такие всегда самые энергозатратные, потому что и к ребенку подход нужно найти, и к родителям, и все условия соблюсти, и все равно эту детскую боль пропускаешь через себя. Невозможно без сострадания смотреть в глаза обиженного, особенно взрослым, ребенка, – считает Елена Дмитриевна.

По ее словам, обязательно нужно уметь отключаться от работы, отдыхать, читать книги, встречаться с друзьями.

– Иначе можно перегореть. Я стараюсь находить время для отдыха, хотя в нашей работе это сделать трудно, – говорит Елена.

Активный Вадим

Абсолютно противоположным по характеру мне показался следователь по особо важным делам Платов. Создается впечатление, что он умеет делать сотню дел одновременно. Эмоциональный, активный, при этом очень ответственный. Выпускник Смоленского государственного университета с выбором профессии определился еще во время учебы в вузе.

– Когда я поступал на юридический, то руководствовался тем, что в школе мне всегда хорошо давались история и обществознание. Это и определило выбор вуза. А вот уже в годы студенчества мне посчастливилось попасть к таким педагогам, которые влюбили меня в следствие. Я учился и при любой возможности старался помогать профессионалам в Следственном управлении г. Смоленска. Пусть это были простые задания, но мне нравилось вариться в этом соку. По окончании вуза вопроса кем быть не стояло. Главное – найти работу. И оказалось, есть вакансия в Калуге. При этом мне было удивительно, что мою кандидатуру сразу одобрили, не мог поверить, что буду работать в следствии, – вспоминает Вадим.

Как и Елена, он хорошо помнит свое первое дело. Оно стало резонансным для Калуги.

– Это было в мое первое дежурство. Дело вызвало широкий общественный резонанс: сын убил отца, а младший брат, которому на тот момент не было и 14 лет, помогал ему спрятать тело. Не знаю, что мне подсказало, характер или хоть какой-то опыт, но я сразу отключил эмоции. Есть дело, и решать сразу, почему ребенок убил родителя, не время. Анализировать поступки подследственных, конечно, начинаешь потом, но нужно реагировать быстро и по существу. Вообще, как-то получается, что с детьми мне приходится работать чаще всего, вот и сейчас в производстве есть «детское» дело. Потерпевшая – восьмилетняя девочка, совершены намерения сексуального характера, ее спасла подружка. И вот, знаете, каждый раз, погружаясь в дело, где есть потерпевший, а порой и обвиняемый несовершеннолетний, я прихожу к выводу, что всему виной недосмотр взрослых, – говорит старший лейтенант Платов.

Кстати, поскольку работать с детьми приходится довольно часто, Вадим Игоревич использует в разговоре с ними маленькие хитрости. У него в столе есть запас карандашей, бумаги, пластилин. Он убежден, что, когда ребенок в творческом процессе, он чувствует себя спокойнее, лучше вспоминает произошедшее.

– Дети никогда не врут, ну если только это не патология у ребенка. Могут забыть какие-то детали, а когда они рисуют, раскрашивают, то расслабляются – начинают доверять и рассказывают важные подробности, которые взрослым могут показаться мелочами, недостойными внимания, – делится секретом работы следователь по особо важным делам.

На вопрос, удается ли отвлечься от работы, Вадим Платов ответил, что старается, но все равно постоянно прокручивает дела в голове.

– Супруга у меня тоже юрист, мы учились вместе, и я первое время приходил и рассказывал ей о работе. В итоге однажды она мне сказала, что не хочет жутких подробностей и попросила оставлять дела на работе. Стараюсь теперь делиться какими-то казусными историями. Но если дело не отпускает, все же могу его и проговорить, иногда так ответы легче находятся. Я вообще считаю, что следствие – это жизнь. Рад, что семья меня, такого неугомонного, поддерживает. Коллеги говорят, что нужно уметь отключаться, а я не умею, ну или пока не хочу, – отшучивается Вадим.

Оба молодых следователя, такие разные по характеру, очень любят свое дело. Когда они рассказывают о работе, у них горят глаза. Оба считают профессию подарком судьбы, в следствие пришли по велению сердца. Потому что считают свою профессию важной, необходимой, справедливой, ну и, конечно, немного романтичной.


Наша справка

День сотрудника органов следствия РФ был учрежден постановлением правительства в 2013 году. Выбор даты не случаен, именно в этот день, 25 июня 1713 года, был издан указ Петра I «О создании следственной канцелярии гвардии майора Михаила Ивановича Волоконского». «Майорские» следственные канцелярии подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее крупных коррупционных деяниях. Сегодня ближайшим аналогом этой структуры является Следственный комитет РФ.


Беседовала Ольга СМЫКОВА