На этот раз отправляемся в деревню Плетенёвку и микрорайон Резвань
– Сначала, знаете, как было? Все жили в деревне! Потом [многоэтажные] дома стали строить. И люди стремились переехать из деревни в квартиры. У нас трёхэтажки, четырёхэтажки и пятиэтажки есть. А теперь все хотят назад – в частные дома, – рассказывает председатель общины «Резвань» Татьяна Богдан.
Через плетень
Свое название деревня Плетеневка получила от укреплений, которые строили вдоль реки, защищаясь от татар: русские войска плели плетень.
Следующую веху в истории деревни связывают с расколом церкви. Три семьи старообрядцев – Маховы, Копанцовы, Невские – были высланы под Калугу. Здесь они организовали ямское дело. Говорят, до сих пор в деревне проживают потомки Маховых и Копанцовых.
Постепенно здесь стали появляться улицы – Большая, Игнатовка, Постояловка, Воробьевка.
Как нам рассказали в отделе Спасских сельских территорий, в 1930 году в Плетеневке был создан колхоз «Красный овощник».
– Хозяйство было крепкое, имело несколько направлений: животноводство – лошади, овцы, коровы; полеводство – картофель, капуста, морковь, помидоры, кукуруза. В колхозе выращивали племенных лошадей для ВДНХ, телят. Во время войны из колхоза на фронт отправили 127 лошадей для кавалерии, – рассказали в отделе сельских территорий.
Центр колхоза находился в деревне Спас. Там же был колхоз имени Молотова. Затем их объединили в колхоз имени К. Э. Циолковского. И в Плетеневке осталась только одна полеводческая бригада да стадо телят и овец. А в 1990 году и она перестала существовать – поля заросли, пойменные поля у Угры практически не используются.
– Мы детьми убирали с полей морковку, картошку, свеклу, – вспоминают жители деревни. – Бывало, тут же оботрешь морковку об штанину и съешь. Хорошо!
– На месте, где когда-то были скотные дворы – конюшня, коровник, теперь дома стоят, – говорит Татьяна Богдан. – А я еще помню, как мы сено здесь сушили.
Герои войны
– До сих пор, когда копаем огород, гильзы находим, – рассказывает Татьяна.
Во время войны фашисты стояли в деревне. Старожилы с ужасом вспоминают, как они бесчинствовали. 72 жителя Плетенёвки не вернулись с фронта.
В Резвани, недалеко от школы № 37, установлен памятник погибшим воинам.
– Дала деревня Родине и своих героев: Иван Иванович Душкин, Герой Советского Союза; Алексей Петрович Копанцов повторил подвиг Александра Матросова, – рассказал начальник отдела Спасских сельских территорий Олег Калинин.
Иван Душкин родился в крестьянской семье в Плетенёвке. После окончания семилетки работал на селе.
Но его жизнь круто изменилась, когда попал в армию. Он окончил полковую школу 241-го стрелкового полка, затем курсы при Московской пехотной школе и поступил на службу в военно-воздушные силы. Был участником Гражданской войны в Испании. Совершил больше сотни боевых вылетов, не раз отличался в боях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1938 года за «мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга», старший лейтенант Иван Душкин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее его наградили медалью «Золотая Звезда». Участвовал в боях на Халхин-Голе, в Польском походе РККА, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Алексей Копанцов был совсем мальчишкой, когда началась война. Он видел, как фашисты захватили его родную Плетеневку. В 1943 году добровольцем ушел на фронт. 12 декабря 1944 года под селом Малая Эрда в Венгрии младший сержант Алексей Копанцов своим телом закрыл дуло пулемета и спас своих товарищей.
Да будет газ!
В августе 1955 года в лесу в районе Плетеневки заработали буровые установки.
– Первые пробы из скважин подтвердили предположение, что здесь есть водоносный пласт. Значит, можно строить подземное хранилище газа. Буровики приехали в деревню с семьями и жили в основном на частных квартирах. Затем построили бараки на несколько семей с общей кухней. Работа у бурильщиков была сложной, тяжелой. Приходилось бурить скважины и в посёлке Якшуново, и в других местах Калужской области, – рассказывают в отделе сельских территорий.
Для рабочих старались создать комфортные условия – построили баню, магазин, детский сад, жилье барачного типа, а потом и два пятиэтажных дома, сделали пруд. Так деревня стала прирастать посёлком Резвань.
Как с иголочки
На доме коренного жителя Николая Ивановича Ястребкова висит табличка «Дом образцового содержания». Попав во двор, понимаешь почему. Усадьба утопает в цветах всевозможных сортов и оттенков, на грядках зреют овощи. Кругом чистота и порядок.
– Здесь всё как обычно, как у всех,– скромно говорит Николай Иванович. – Перцы есть в теплице, но ещё маленькие.
Есть даже ручеёк с небольшим прудиком.
– Всё сделано своими руками, – делится Николай Иванович. – А чем нам ещё в деревне заниматься?
Семья-то большая.
Николай Иванович рассказывает, что со своей супругой Светланой, хотя работают, и садом-огородом занимаются, и птиц держат. Глава семьи и столярничать успевает: беседка, детская площадка для троих внуков, деревянная посуда – всё сделано своими руками.
– Когда дом построили, надо было то деревяшки напилить, то одно сделать, то другое. Купил сначала одну пилу, потом другую, третью, пятую, десятую. И занялся деревом. Любое дерево податливое, а самое красивое, наверное, дуб. Стол у меня выпилен из клёна и ольхи, стул – из дуба. Для шашлычков сделал домик, чтобы их можно было жарить с ранней весны до поздней осени.
Николай Иванович отмечает, что в Резвани и Плетенёвке созданы комфортные условия для жизни в своём доме: свет, газ, вода – всё есть.
– Мы выходим из дома и сидим на скамеечке в тишине, а из квартиры так не выйдешь, не посидишь, – говорит хозяин образцового жилища.
– А какая слышимость в наших квартирах! Всё, что делают соседи, знаешь, – подхватывает Татьяна Богдан. – В своём доме, если окна закрыты, и тебя никто не слышит, и ты никого не слышишь!
Центр торговли
– Вот этот дом строили наши строители, а те – вдоль дороги два кирпичных – поляки, – проводит для нас экскурсию по району председатель общины.
Оказывает, в 80-е годы Резвань стали активно застраивать поляки. Для заморских строителей во Мстихино возвели временное жильё. К нему днём и ночью тянулись люди. Иностранцы привезли с собой не только умение строить дома, но и импортные, неведомые пока ещё для советского человека товары.
– Жвачки, джинсы, колготки в сеточку!
– Такая фарца здесь была! Помадой потом торговали в комиссионке. Продавали заколки, наклейки, нашивки, тени.
– Настоящий центр международной торговли. Милиция гоняла, такие засады устраивала! – наперебой со смехом рассказывают местные жители.
Золотые руки
И сегодня этот район привлекает гостей, правда, уже телевизионных. Несколько лет назад здесь снимали сериал «Знахарь».
– Видите серое здание? В доме, где торчит труба, и снимался, – рассказывает местная жительница Ольга Лебедева. – Когда главный герой вышел в гриме, мы тут же ему и говорим: «А нам работки-то нет? Мы бесплатно готовы!» У нас для съёмок брали дисковый телефон, ещё что-то просили. Неделю тут точно жили, мы частенько прохаживались: «Не нужны мы сегодня вам?» – «Нет, не нужны». Но мы всё равно ходили – вдруг в кадр попадём. Я хоть и не особо люблю сериалы, а этот смотрела. И то ли в третьей, то ли в четвёртой серии вижу – вот он, наш дом!
Да и смотреть телевизор Ольге Лебедевой некогда. Помимо сада и огорода она увлекается вышивкой.
– Те, кто ко мне приходит, говорят: «Как красиво!» Я предлагаю: вы купите схему, нитки, а я вам вышью.
Хотите, и бисером могу.
Вышивок у Ольги Юрьевны уже столько, что хоть выставку открывай. Она их периодически дарит своим друзьям на юбилеи и семейные праздники.
– Эту картину я вышивала для своей подруги из Киева, но ещё не отправила. Боюсь, что на границе могут отобрать. Двоюродным сёстрам в Беларусь иконы вышитые отправляла, – делится пенсионерка.
Но есть у неё одна, самая любимая картина, с которой Ольга Юрьевна не готова расстаться, – «Чарли Чаплин и малыш».
– Когда увидела её на выставке рукоделия в Москве, просто загорелась. Купила схему. И всего за месяц вышила, – говорит женщина.
Увлечение вышивкой – недешевое удовольствие: в среднем картина обходится в 4000 рублей, а есть и дороже.
Современность
За последние годы деревня и примыкающий к ней микрорайон преобразились. Улицы хотя и сохранились, но на них уже практически не осталось старых перекосившихся деревянных домов. На месте изб, полей, скотных дворов строят современные замки-коттеджи с коротко подстриженными газонами, беседками, поликарбонатными теплицами.
– Да, здесь уже не услышишь утром, как кричит пастух и шумит уходящее в луга стадо, – вздыхают старожилы.
Зато отовсюду слышны крики петухов. А в обед пастух с реки все-таки гонит коров. Да, конечно, это уже не стадо, а всего пяток рогатых. Но особое настроение и они создают. А когда стоишь на берегу Угры, то кажется, что время здесь остановилось. Но это, конечно, не так. В районе открываются новые магазины, парикмахерские, автомастерская. Люди отмечают, что хорошо бы ещё навесы установить для торговли фруктами и овощами да дороги подлатать.
– У нас здесь тишина, благодать. Недалеко речка. Меня сейчас в квартиру не затащишь ни за какие коврижки! – говорит начальник отдела Спасских сельских территорий Олег Калинин.
Елена Французова. Фото Антона Забродского