Документы из личных фондов архивов являются настоящим кладезем информации – о человеке, его семье и его деле
Архивисты отмечают, что именно благодаря личным фондам часто открывается неизвестная сторона частной жизни людей. Именно такие истории, без глянца, о знаменитых калужанах нам рассказали в Государственном архиве документов новейшей истории Калужской области.
Ведущий архивист отдела использования архивных документов ГАДНИКО Илья Бороненков:
– Личный фонд Евгения Ивановича Киреева, хранящийся в архиве, – это около 1400 документов: биографические документы, свидетельства, дипломы и почетные грамоты, эскизы, чертежи, проекты, переписка и фотографии, а также газетные публикации, связанные с профессиональной деятельностью архитектора. Вот уже на протяжении 12 лет у исследователей и краеведов есть возможность с этим фондом ознакомиться.
Киреев в нашем городе оказался волею судьбы – по распределению. Но именно этому человеку Калуга обязана своим нынешним обликом.
Родился он в Москве в 1927 году. До войны жил в Смоленске, затем был с семьей в эвакуации, школу окончил в 1944 году уже в Башкирии. С 1946 по 1951 год учился в Ленинградском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете, по окончании которого его распределили в «Оренбургоблпроект». В 1953 году Евгений Киреев становится главным архитектором Оренбурга, а в 1958 году – главным архитектором Оренбургской области.
В 1961 году начался калужский период его жизни – по распределению Госстроя РСФСР Киреева направили в наш город на должность главного архитектора области.
Его первая работа в Калуге – Государственный музей истории космонавтики имени Циолковского (1961–1967), за которую в 1968-м с авторским коллективом он удостоен звания лауреата Госпремии РСФСР в области архитектуры.
Следующий крупный проект – площадь Победы – завершился в 1970 году. Облик ее с тех пор практически не изменился. Указом Верховного Совета РСФСР от 1 сентября 1971 года Кирееву дали звание заслуженного архитектора России.
Более 30 лет (с 1962 по 1995 год) продолжалась разработка проекта и воплощение в жизнь градостроительного комплекса по ул. Гагарина – въезда в Калугу со стороны Москвы и Тулы. В это же время Евгений Киреев разработал несколько вариантов «Памятника медицинским сестрам, участницам войны 1941–1945». Один из них, который и был реализован, на Всесоюзном конкурсе воинских памятников в честь 30-летия Великой Отечественной войны получил серебряную медаль и диплом выставки ВДНХ.
За 38 лет работы главным архитектором он реализовал немало проектов и в области: проект планировки и застройки поселка Кудиново (Малоярославецкий район), мемориальные памятники: в честь 500-летия стояния на Угре, памятник подольским курсантам на Варшавском шоссе, мемориальные комплексы в Юхнове, на Зайцевой горе и на Безымянной высоте.
Неоднократно избирался депутатом городского совета (в 1963, 1969, 1984, 1987 годах).
В 1993–1996 Евгений Киреев работал над проектом музея Маршала Г. К. Жукова на его родине. В 1999 году этот мемориальный комплекс удостоен Государственной премии.
В 2001–2004 годах проведена реконструкция площади Старый Торг. Научные исследования и проекты реконструкции ее восточной стороны с домом купца Носова, где ныне размещается Городская Управа, выполнены архитектором Киреевым.
В 1999 году Евгений Иванович освобожден от должности главного архитектора области по возрасту, но продолжал трудиться на благо города. В 2002-м стал членом совета по культуре и искусству при губернаторе области.
В 2003 году ему присвоено звание «Почетный гражданин города Калуги». Умер Евгений Киреев 1 декабря 2006 года. В 2013-м на доме, где он жил со дня своего приезда в Калугу (ул. Воробьевская, 9), открыли мемориальную доску.
Главный архитектор Калуги Алексей Комов:
– Творческая жизнь Евгения Ивановича Киреева – это канонический пример судьбы главного архитектора. Родился в Москве, получил прекрасное образование, был сначала главным архитектором Оренбургской области, за тысячу километров от места рождения, потом на полвека связал свою биографию с Калужским краем. Профессиональное долголетие позволило ему осуществить большие проекты, вписав свое имя в историю города и в целом советской и российской архитектуры. Петр Романович Никитин, губернский архитектор, заложил основу нашей классической самобытности с конца XVIII века, такой же масштабной фигурой стал в 20-м столетии Евгений Киреев. Архитектор создал современную Калугу, столичный город, запечатлев его космический инженерный образ.
Он сопровождал строительство всех знаковых объектов, адаптировал их к реальности. Взять хотя бы музей истории космонавтики. Да, был автор номер один – известный московский архитектор Борис Бархин со своей командой, но я представляю, скольких сил стоило Кирееву «развернуть» на 90 градусов здание, которое по первоначальному проекту могло бы закрыть вид на калужский бор, что справедливо тревожило тогда калужан.
Монумент в честь 600-летия Калуги… Архитектору, помимо художественных, нужно было найти решение сложнейших инженерных задач. Пришлось принести в жертву несколько кварталов исторической застройки. Найти общий язык со Львом Кербелем, главным скульптором страны, тоже было непросто. Но именно так появилась доминанта на въезде в город, его главный знаковый монумент.
Площадь Победы, за которую Киреев получил Госпремию и премию «За лучшее сочетание современных сооружений с памятниками архитектуры», – это пример взгляда в будущее. Внутри исторического генплана увидеть новый градостроительный орнамент! Невидимые обывателю, но принципиальные для градостроителя визуальные оси, которые выявил зодчий, и сегодня «держат» это место силы спустя десятилетия.
Евгений Киреев – олицетворение того, каким должен быть главный архитектор. С одной стороны, патриотом: приносить пользу и стоять на страже эстетической безопасности города, а с другой – быть посредником между городом и большими творцами, иногда даже в ущерб своим творческим амбициям ради города.
Человек, развивающий город своей каждодневной работой, – это тоже мужество и доблесть, которые, несомненно, достойны того, чтобы о зодчем помнили.
Евгений Киреев как верный патриот Калуги, Калужского края и русской архитектуры заслужил, чтобы в городе установили его бюст.
Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА