Учитель для учителя Татьяна Богомолова

Документы из личных фондов архивов – настоящий кладезь информации о человеке, его семье и его деле


Архивисты отмечают, что именно благодаря им часто открывается неизвестная сторона частной жизни людей. Такие истории, без глянца, о знаменитых калужанах нам рассказали в Государственном архиве документов новейшей истории Калужской области.


ДЕТСТВО

Возвращаюсь туда, где ждала меня мама,
Где смеялся со мной легкомысленный день,
Где беспечная жизнь, словно стройная гамма,
И от счастья рассудок чуть-чуть набекрень.
Там приятели все, и Трезоры, и Мурки,
Там полгорода связаны дружбы узлами,
Там открыты в словах: не играются в жмурки.
Я вернулась туда. А меня не узнали.


ЯБЛОЧНЫЙ ЗАПАХ

Дедушка (справа) в саду.

Яблочный запах – из детства привет.
Дом с чуть запущенным садом,
Сборник зачитанный сказочных лет,
И все домашние рядом.
Яблочный запах – остер, духовит.
Им пропиталась терраса.
Яблоки в стружках она сохранит,
Хватит до марта запаса.
Яблочный запах – былого привет.
Верю: оно где-то рядом.
И нарушая судьбы этикет,
Иду напрямик чьим-то садом.


Илья Бороненков, ведущий архивист отдела использования архивных документов ГАДНИКО:

– Личный фонд Татьяны Ивановны Богомоловой, завкабинетом русского языка и литературы Калужского областного института усовершенствования учителей, заслуженного учителя РФ, отличника народного просвещения, один их самых обширных в архиве – порядка 9000 документов. Несмотря на значительный объем, в нем много документов профессиональной и творческой деятельности, но крайне мало сведений личного характера, непосредственно о ней самой.

Татьяна Ивановна – калужанка, родилась в 1944 году. В старом доме с садом на улице Суворова, 176 (тогда Интернациональной) жила ее большая семья. Самый ранний документ ее жизни – карта ребенка, которую предоставляли в школу при поступлении. В ней указано место учебы – 3-я школа. А аттестат об окончании выдан в 1963 году уже 9-й школой.

Затем выпускница три года работала… слесарем-сборщиком на заводе, потом поступила в педагогический институт, по распределению работала в школе в Бабынинском районе. В Калугу вернулась в 1974 году, несколько лет работала в 19-й школе, потом – инспектором гороно, а с 1985 года перешла в Институт усовершенствования учителей. Именно здесь раскрылся ее талант педагога: она написала десятки работ по литературе, русскому языку, истории, педагогике, по методике преподавания предмета.

Татьяна Ивановна не только писала и издавала методические работы, но занималась и собирательской деятельностью. Круг ее интересов весьма широк: история России – от древней Руси до царских династий, краеведение, творчество поэтов, писателей, просветителей, история театра и образования. Поистине стремилась «объять необъятное», так разнообразны были ее гуманитарные интересы. Профессиональная и творческая деятельность включает около 1800 документов.

Вторая часть архива – личные документы семьи. Документы мамы – Лидии Николаевны, трудовая деятельность которой прошла на КРЛЗ, мастера-воспитателя, ветерана завода; деда, Николая Александровича, включая справки о ранении и документы на домовладение; бабушки, Галины Тихоновны, ее работы на машиностроительном заводе, а также сведения о рождении и смерти. Документы по родословной семьи Богомоловых и связанных с ними ветвей Петровых, Третьяковых, Успенских.

Отдельно хочется сказать о фотоархиве. Самые ранние фотодокументы датированы началом ХХ века. Снимки систематизированы по времени, но в большинстве своем не подписаны – о том, кто на них изображен, можно только догадываться. Многие из них подписаны стихами собственного сочинения.

Можно сказать, что человек жил не для себя – для общества. Татьяна Ивановна писала, издавала, собирала историю своей семьи. Несомненно, что по прошествии лет к таким документам – бытового, творческого «среза» истории города – еще возникнет интерес исследователей.



Валентина Немыченкова долгое время работала вместе с Татьяной Богомоловой в институте усовершенствования учителей.

– Думаю, нет в Калуге человека, связанного со школьной филологией, который не слышал бы ее имени. По ее книгам учились, ее методиками пользовались, ее уважали. Учителя-словесники не писали конспектов – пользовались методическими наработками Богомоловой.

Все, кто знал ее лично, назовут Татьяну Ивановну человеком сложным, иногда жестким, бескомпромиссным, но высокоинтеллектуальным и, несомненно, профессионалом в своей сфере. Но вместе с тем она была легкой на подъем, любила ездить на экскурсии, ей всегда было что рассказать.

Именно Немыченкова принесла на хранение в архив личные документы Татьяны Ивановны – в том количестве, которое Богомолова решила доверить истории. Часть архива, связанная с творчеством А. С. Пушкина, нашла место в музее в Полотняном Заводе.

– Всю жизнь Богомолова посвятила работе, став настоящим учителем для учителей, и не создала своей семьи, – рассказала Валентина Сергеевна.

– Очень долго я разбирала фотографии, с них смотрит на нас из прошлой жизни девочка с косичками, которую родные окружали заботой и любовью и, конечно, хотели для нее какой-то необыкновенной, счастливой жизни. Но все случилось так, как случилось, – род Богомоловых на ней закончился. Я долго не могла заставить себя прикоснуться к вещам и документам Татьяны Ивановны, настолько личными они мне кажутся.

Остаток жизни она провела в скромной двушке на улице Суворова, рядом с местом, где был когда-то их фамильный дом. В ее рабочем кабинете стоял письменный стол, под ногами – скамеечка. И, знаете, как бывает у хороших пианистов, – на инструменте до блеска протерты педали, а у Татьяны Ивановны был протерт пол под этой скамеечкой – так много она работала, писала.



Подготовила Ольга КОНОВАЛОВА.

Благодарим архив документов новейшей истории Калужской области за помощь и предоставленные материалы.