Летать, не отрываясь от земли

Как взрослых людей затягивает авиамоделирование и на что они готовы пойти, чтобы заполучить новую модель


Небольшой радиоуправляемый самолёт парит в воздухе. Он то на несколько секунд замирает, то выписывает невероятные фигуры, будто танцует, а потом плавно опускается в руки седовласого мужчины в солнечных очках. Это Евгений Алёшин. Во дворе девятиэтажки на Сиреневом бульваре его все знают. Стоит Евгению оказаться на улице, как кто-нибудь из соседей обязательно спросит: «Вы сегодня летать будете?»

– Кто-то любит собирать самолёты, кто-то ездит на соревнования, а мы просто летаем. Это как болезнь! – говорит авиамоделист клуба «Калуга на крыле» Евгений Алёшин. – Если тебя зацепило, вылечиться невозможно. И никаких денег на это не жалко! Когда надо накопить на новую модель, то и таксуешь, и займёшь. Заначку не на пиво тратишь, а на винт. В машине надо масло поменять – потерпит, резина лысая – сезон ещё поезжу, но винт куплю.

Высший пилотаж

– Когда настроение хорошее, начинаешь гонять. Большие скорости, низко-низко самолёт идёт над землёй – и вдруг модель разлетается! Чуть дёрнул не туда – всё! Стоит только одному проводку отойти, модель сразу падает. Ты не успеваешь сообразить: доли секунды – раз, два, бум! – и самолёт на земле, – рассказывает Евгений. – Если модель разобьёшь, месяца два точно летать не будешь. Неделю к ней вообще не подходишь, потом разбираешь, смотришь, оцениваешь. И только затем начинаешь что-то делать. Винт вообще не ремонтируется: даже если кончик повредил – на выброс.

Евгений зорко следит за каждым движением самолёта. Глаз на пульт управления не опускает. И, кажется, что в этот момент его руки живут своей жизнью, двигаются сами по себе.

В этот момент модель резко закручивается в воздухе.

– Эта фигура называется «штопор на ноже». Если настоящий самолёт сделает так, у него отвалятся крылья и пилот отключится. Бывает, что и наши самолёты не выдерживают нагрузок – разваливаются прямо в воздухе. Средняя модель 1,5 метра длиной, весит около 2,5–3 килограммов. А на вираже перегрузка 5G, и она уже становится не трёх, а 15-килограммовой. Наши конструкции очень тоненькие, лёгонькие, хлюпенькие, запросто ломаются. Важен каждый грамм. Мы стараемся облегчить модели, меняем болты и так далее, – говорит Евгений.

Детская мечта

Любители-авиамоделисты в Калуге в основном уже взрослые, солидные люди, которые в свободное время с ребяческим восторгом запускают самолёты.

– Это дорогостоящее увлечение, – объясняет Евгений. – Самая простая модель стоит 2-3 тысячи рублей, а вообще, цена может доходить до нескольких десятков миллионов. Модели разные. У меня сейчас всего две – пенопластовые и бальзовые. Хочу бензиновую сам собрать. Корпус-фюзеляж двухметровой модели обойдется в 50-60 тысяч, начинка – мотор, оборудование – ещё тысяч на сто. При этом купить что-то в России практически невозможно, все везем из-за границы. Кто-то сам делает, есть даже форумы, где всё это продаётся. Сейчас стали приходить наборы фанерок – сам их клеишь, подгоняешь, покупаешь плёнку. На сборку модели может уходить и месяц, и два. Квартира на это время превращается в мастерскую – цех по обработке дерева.

Евгений ещё в детстве мечтал заняться авиамоделированием, но не получилось. А четыре года назад оказался в специализированном магазине в Брянске, не устоял и купил модель самолёта. Думал, что выйдет в поле – и она как взлетит!

– Буквально через три минуты самолёт был полностью разбит и уничтожен. Это не машинка на пульте управления – поехал, остановился. Нужны навыки: надо знать, как самолёт летит, как им управлять, что для этого делать. Пять тысяч пропало, порой думаешь: «Да ну на фиг!» Но прошло полгода, и я снова загорелся, – говорит Евгений.

На этот раз он узнал, где запускают самолёты калужские авиамоделисты, купил самую дешёвую модель и стал, пообщавшись с ними, пробовать. Модель постоянно падала и ломалась, Евгений её регулярно чинил.

– Пока на ней не стало столько клея, что она не смогла от земли отрываться, – улыбается авиамоделист.

Сделай сам

Посмотрев на калужских асов, Евгений захотел и сам «летать» на бензиновой модели.

– Первую бензиновую модель я взял в кредит, потому что купить ее было нереально. Она тогда стоила около 20 тысяч, и комплектация самая простенькая обошлась в 60 тысяч. Взял кредит втихаря от жены, выплачивал три года, не жалко было. С этого всё и завязалось. Полетал – модель разбил. Ее либо восстанавливаешь, либо продаёшь, потом копишь и покупаешь новую. Комплектующие при этом остаются – сервоприводы, моторы, только фюзеляж меняешь. А сейчас дошло до того, что я сам хочу проектировать самолёты. Вчера поставил программу, буду чертить. У меня всё уже закуплено для модели: плёнки, шасси, моторы, только нужен фюзеляж. Его сейчас не купишь: границы второй год закрыты. Самолёты – это вовсе не игрушки, как может показаться на первый взгляд.

Как телефоны раньше вспыхивали, наши модели при падении тоже вспыхивают. Достаточно пробить малейшую дырочку, капелька воздуха попала – и тут же огонь, – говорит Евгений. – Литий-полимерный аккумулятор дома храним в специальных железных ящиках. Был случай, когда в квартире во время зарядки вспыхнул аккумулятор. Как резак, пламя вырывается, загорается буквально в течение полминуты, и такой едкий дым – идёт химическая реакция. Потушить невозможно.

Поэтому авиамоделисты очень аккуратны.

А ещё они «летают» круглый год, зимой модели ставят на лыжи.

– Вы не представляете, что я чувствовал, когда первый раз летал на двухметровом самолёте. Это такой выброс адреналина! Не знаю, с чем сравнить, думаю, это как наркотик. Меня прямо трясло в какой-то эйфории. Когда я после этого приехал домой, то сказал жене: «Ну, это круче, чем секс!» Ты такое удовольствие получаешь. Фигуры в воздухе – это же такая красота! – говорит Евгений.
Маленький самолёт парит рядом с многоэтажкой. Люди останавливаются, задирают головы, замирают и улыбаются.

Елена ФРАНЦУЗОВА