Здесь перемен не ждут. Драмтеатр порадовал калужан спектаклем «Горе от ума»

Калужский драматический театр порадовал зрителей добротным спектаклем по классическому произведению


«Горе от ума» Александра Грибоедова поставил режиссер Роберт Манукян. Художник-постановщик Борис Шлямин уже знаком калужской публике по спектаклям «8 любящих женщин», «Чудеса в Простоквашино» и «Кьоджинские перепалки».


В новой постановке на сцене – шесть колонн, атрибут богатой городской усадьбы XIX века. Но это не просто колонны. В них можно спрятаться, как в футляр, что и делает, к примеру, Фамусов (Сергей Лунин), не желая слушать речи «карбонария» Чацкого.

И ВЕСЕЛ, И ОСТЁР

Кирилл Бессонов играет роль Чацкого вдохновенно. Его герой именно таков, каким описал его Грибоедов словами Лизаньки: «чувствителен, и весел, и остер». Он врывается в дом Фамусова под звуки зажигательного чардаша, который обрывает сонный лиричный вальс и мечты Софьи (Анастасия Семесенко). При его появлении поднимается занавес и расширяется пространство сцены. Чацкий пританцовывает, подпрыгивает, кружит Софью в вальсе. Произнося монологи и реплики, он смеется и пародирует знакомых. Со старыми приятелями Чацкий затевает шуточные поединки, но ни в одном из них не выходит победителем. С Молчалиным (Дмитрий Казанцев) словесная дуэль переходит в поединок на скрипичных смычках – и снова ничья.

Чацкому тут не рады: и «прислуживаться» он не готов, и жених незавидный. «Князь, назад!» – командует княгиня Марья Алексеевна своему супругу, посланному было завести знакомство с интересным холостяком ради трех незамужних дочек.

Веселость Чацкого постепенно исчезает, сменяясь разочарованием и горькой иронией. Возлюбленная его отвергает, смелые мысли и остроумные реплики вызывают только изумление и страх. Среди гостей в разноцветных нарядах только он в черном, подобно принцу Гамлету, тоже отверженному и объявленному безумным.

Интересно, что последнюю реплику «Карету мне, карету!» Чацкий-Бессонов произносит не в зал, а обратившись к Софье – значит ли это, что он готов простить ее вероломство? В финале, как некое альтер-эго Чацкого из наших дней, на сцену выходит «человек из зала» (Андрей Соловьев) – ведь со времен Грибоедова многое осталось неизменным.


«А СУДЬИ КТО?»

Фамусов в исполнении Сергея Лунина уверен в себе, хитер и предприимчив, он знает, чего хочет, и ловко манипулирует людьми. Читая нотацию Софье, Павел Афанасьевич достает вязание. Пытаясь соблазнить Лизаньку, скидывает халат и упражняется с гирей. Достойным женихом для дочери Фамусов видит полковника Скалозуба (Дмитрий Денисов). Играя с ним в бильярд, он незаметно выставляет шары на столе так, чтобы противник выиграл.

«А судьи кто?» – на этот вопрос спектакль дает ответ вполне определенный. Фамусов в своем кругу Зевс-громовержец: на его репликах раздаются раскаты грома. Лихим росчерком пера он, не глядя, подписывает бумаги, возможно, решая чьи-то судьбы. На балу, обсуждая безумие Чацкого, Фамусов встает за кафедру и берет в руки судейский молоток, а его гости подобны присяжным. Он выносит приговор Софье – «в глушь, в Саратов!» и неверным слугам. Впрочем, скорее всего, все останется по-прежнему. Зачем менять что-то в этом удобном, устоявшемся, устроенном «как надо» мирке?


НЕ БЫВАЕТ МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ

В спектакле множество удачных ролей второго плана: очаровательный шулер Загорецкий в исполнении Михаила Кузнецова, графиня бабушка и графиня внучка – Надежда Бурнашова и Екатерина Клейменова, «либерал» Репетилов – Вячеслав Соколов.

Два жандарма в зеленых мундирах – Захар Машненков и Игорь Постнов – стоят в «колоннах-пеналах», как часовые, прислушиваются к разговорам, аккуратно задают вопросы, записывают ответы в книжечки. И – уводят со сцены Репетилова, «доигравшегося» в тайное общество, но, по сути, совершенно безобидного.

Хороша бойкая Лизанька в исполнении Елены Коротковой. Интересен Сергей Путинцев в роли Петрушки. Гости на балу, даже те, кто произносит всего пару реплик, – не статисты, но полноценные участники действия.

Диплом жюри фестиваля старейших театров «За верность лучшим традициям русской актёрской школы» спектакль «Горе от ума» получил совершенно заслуженно.


Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Виктора Кропоткина