Идеи Циолковского воплотились в танце

Премьера пластического спектакля «Союз» Инновационного театра балета прошла с аншлагом в ИКЦ 26 сентября


Автор постановки – французский хореограф, уроженец Ливана Омар Ражех. В октябре спектакль покажут в Москве на сцене Театра Наций в рамках XXI Международного фестиваля современного танца DanceInversion.


Случайностей не бывает

Организатор фестиваля DanceInversion – Большой театр. В этом году в нем участвуют шесть коллективов из Германии, Франции, Италии, Великобритании и России. Единственная танцевальная труппа, которая представляет Россию, – калужский Инновационный театр балета.

История спектакля «Союз» началась с череды случайностей. В 2019 году артисты Инновационного театра балета во главе с художественным руководителем Ксенией Голыжбиной побывали на DanceInversion в качестве зрителей. Там состоялось их знакомство с Маргаритой Мойжес, известным продюсером, ассистентом арт-директора фестиваля по образовательным программам. Омар Ражех представлял на фестивале свою работу «Минарет» – о разрушении во время военных действий в Сирии древнего минарета в Алеппо.

– Так получилось, что во время public talk наши танцовщики вышли поимпровизировать, – рассказывает Ксения Голыжбина. – Через некоторое время нам позвонила Маргарита и предложила поработать над постановкой с Омаром Ражехом. Два года мы огромной командой создавали этот проект.

«Отец ливанского контемпорари»

Омар Ражех – ливанский танцовщик и хореограф, многое сделавший для развития современного танца на Ближнем Востоке. В детстве будущий «отец ливанского контемпорари» занимался народными танцами, любил физику и мечтал о научной карьере. Он получил образование в Великобритании, и в 2002 году основал в Ливане свою компанию Maqamat. Первая же постановка имела огромный успех, при том что современного танца в Ливане в то время практически не было. Ражех создал Бейрутскую международную танцевальную платформу, которая объединила танцовщиков и хореографов Ближнего Востока, работающих в сфере современного танца. Два года назад Омар Ражех переехал во Францию, он работает в национальном центре танца в Лионе, занимается развитием международных проектов и продолжает поддерживать современный танец у себя на родине.

– Спектакль Омара «Минарет» я впервые увидела на Танцевальной ярмарке в Дюссельдорфе, и испытала потрясение. Был показ для профессиональной публики, и когда спектакль закончился, 400 человек, сидящих в зале, приветствовали его стоя, – рассказывает Маргарита Мойжес. – Спектакль стал одним из знаковых на фестивале DanceInversion в 2019 году. Мне захотелось поработать с Омаром, потому что я верю в его звезду, в его талант, верю в его душу. Мне показалось, что мы – Омар, Инновационный театр балета и я как продюсер – сможем вместе что-то сделать.

Под серебряным шаром

Полтора года назад Омар Ражех заинтересовался научным творчеством Константина Эдуардовича Циолковского и начал внимательно изучать его биографию и труды. В них его особенно привлекло ощущение свободы, стремление к поиску чего-то нового, жажда открытий. Хореограф так проникся идеями ученого, что решил воплотить их в своем спектакле, поставленном специально для труппы Инновационного театра балета. У спектакля «Союз» нет сюжета, он не о жизни ученого, а о его философии.

Сценография спектакля лаконична и эффектна. Вверху огромный серебристый шар – как Земля, восходящая над Луной. Он вращается, отражая сцену, огни и артистов, то опускается вниз, то вновь поднимается, гипнотизирует и завораживает.

Музыку для спектакля написал ливанский композитор Шарбель Абер – ритмы буквально ощущаются кожей. Шумы и «звуки космоса» напоминают те, что получают ученые, преобразуя электромагнитные сигналы космических объектов в звуковые.

Танцоры удивляют необычной пластикой: замысловатые движения рук, напоминающие язык жестов или игру на терменвоксе, тела, будто охваченные судорогами. Бег сменяется замедленным плавным движением, сложные фигуры и поддержки – сальто и кувырками, хаос – порядком. Герои, подобно атлантам, удерживают шар на руках, перебрасывают его друг другу, и он мягко пружинит, отталкиваясь от сцены. Кто это – люди или бессмертные «атомы-духи», наделенные сознанием и объединяющиеся в разных воплощениях? Непросто проникнуться их странной гармонией, поймать свет далекой звезды во мраке вечной ночи, ощутить тепло живой души в ледяном бескрайнем космосе.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Алексея Климова, Юлии Дудоревой