Выставка называется «Музыченко – разный!». Действительно, тематика работ удивляет разнообразием: портреты и фантастические сюжеты, исторические личности и литературные герои написаны маслом и пастелью. Калужские храмы художник изобразил в технике батика – ручной росписи по ткани.
Три страны
Александр Музыченко родился в Киеве в семье военнослужащего. В детстве переехал с родителями в Германию, где прожил пять лет. Много лет спустя в разных городах Германии прошло восемь персональных выставок художника. В Калугу Александр приехал после 9-го класса – здесь жили его родственники. Окончил машиностроительный техникум, отслужил в армии.
– Мне повезло, – рассказывает Александр Николаевич, – в Германии мы жили в Виттенберге – одном из красивейших городов мира, центре лютеранства. Я неплохо выучил язык, у меня появилось много друзей среди немцев – с некоторыми из них мы переписываемся до сих пор. Вы знаете, есть такое понятие «билингв». Это человек, который с детства свободно говорит на двух языках. Если провести аналогию с моей жизнью, то на формирование моего характера и образа мыслей повлияли три страны – Украина, Россия и Германия. Каким-то образом упорядоченность действий, мышления передалась мне от немцев.
Поиски пути
В 90-е годы Александр Музыченко увлекался философией и эзотерикой, интересовался восточными учениями, читал Карлоса Кастанеду. Позже оставил эзотерику и пришел к православию. Около двух лет художник прожил трудником в Оптиной пустыни. Монастырь тогда восстанавливался, и Александра взяли в ученики реставраторы икон.
– Это была большая редкость – никого не брали, а меня почему-то взяли. По благословению наместника я даже ездил в Троице-Сергиеву лавру, как вольнослушатель посещал кружок иконописи для монахов. Ты не просто очищаешь старинную икону, добавляешь левкас, дописываешь, но и взаимодействуешь с ней на уровне энергии. Как-то я приехал в Калугу и попал на выставку, и она меня потрясла: многие работы были пустые. Просто картинки, за которыми не чувствуешь ничего. И когда я сам занялся живописью, пытался оперировать именно энергией.
Кубизм и не только
Главная цель художника – передать настроение. Когда это удается, он считает работу законченной. Александр Музыченко серьезно изучал русский авангард, а многие из его работ созданы в стиле кубизма. Однажды художник получил заказ нарисовать портрет К. Э. Циолковского. Он положил перед собой два холста и одновременно работал над двумя портретами. Один, созданный в реалистичной манере с иконописными мотивами, отдал заказчику. Второй, в стиле кубизма, оставил у себя.
– Был известный французский художник-авангардист Фернан Леже. Кто-то сравнил его работы с работами Ренуара, причем сравнение было не в пользу Леже. И он ответил: «Ренуар пишет то, что видит, а я – то, что знаю!» Так и я вкладываю в свою работу все, что знаю о своем герое. Я читал многие работы Циолковского. Эти знания аккумулируют некий заряд, и ты пытаешься его графическими средствами воплотить.
На выставке можно увидеть серию «Преодоление», созданную в Реабилитационном центре Шамарина для детей с ДЦП. Александр Музыченко и его супруга Елена бывают там в качестве волонтеров. Во время этих визитов художник рисовал детей – пациентов центра и специалистов, которые с ними работают.
– Это, как правило, очень светлые дети. Видимо, постоянное страдание, которое они испытывают, как-то действует на характер. Они не избалованы жизнью. И курс реабилитации, который они здесь проходят, каждое упражнение – все через боль. Потом, слава богу, и ручки у них начинают шевелиться, и ходить многие начинают.
Портрет в интерьере
В последние несколько лет художник создает портреты в интерьере в особой, довольно сложной технике. Главное здесь – не сходство, а окружение героя, атмосфера, в которой он находится.
– Мы с супругой снимали маленькую комнатушку на улице Кутузова, она была вся заставлена – тут же и плита была, и полка с кухонной посудой, и вешалка для одежды. А окно выходило во внутренний дворик – там рос куст сирени, было очень красиво. Этот ее портрет был первым, а потом получилась серия таких работ.
На выставке можно полюбоваться и видом из окна той самой комнатки на Кутузова – огромный куст цветущей сирени и синие ирисы. В Калуге еще остались такие дворики, где время как будто остановилось.
Развить фантазию
Много лет Александр Николаевич обучает детей живописи и рисунку. Супруги Музыченко работают в Центре развития творчества детей и юношества «Созвездие». Созданная ими год назад студия ARTиСOOL14 – клуб юных музыкантов и художников-мультипликаторов. Постепенно гитаристы начинают рисовать, а художники – играть на гитаре. Время от времени педагоги собирают всех вместе, устраивают чаепития и беседы.
– Я работаю с детьми и вижу, что у 90% из них исчезла фантазия. Думаю, это связано с развитием компьютерных технологий. Когда-то компьютерные игры были примитивны, и ты сам додумывал картинку. Теперь же художники все придумали и нарисовали за тебя, вплоть до мельчайших деталей и фактур. И как только я говорю: «Ребята, представьте себе и нарисуйте!» – они впадают в ступор.
Скопировать они могут, вообразить – нет. Мы, педагоги, пытаемся потихоньку исправить ситуацию. У нас в студии есть доска и мел. Каждый ребенок придумывает себе героя, и мы тут же начинаем сочинять про него фантастическую историю и рисовать ее. Дети увлекаются, и у них постепенно включается фантазия.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото автора и из архива Александра Музыченко