– Летом я здесь, а зимой – в Москве. Нет, москвичом себя не считаю, я деревенский, – пресекает любые вопросы Юрий, или, как зовут его местные, дядя Юра. – Здесь я родился, вырос. Жена всё время обижалась, когда ей говорил: «Я поехал домой, в Юрьевку!» Всегда считал, что мой дом здесь!
Древние корни
Согласно легенде, Юрьевка помнит ещё Наполеона. Якобы французские войска, отступая, шли через эту деревню. Как сообщает сайт Городской Управы, первое косвенное упоминание деревни встречается на картах, созданных при императрице Екатерине II. Тогда это место называлась село Юрьево. На селе была церковь и приход, а вокруг располагались многочисленные хутора, память об одном из них, Анисимовском, сохранилась и поныне.
Теперь здесь нет ни храма, ни совхоза, ни магазина. Вдоль двух берегов высыхающей речушки тянутся дома. Параллельно им растёт улица Новоюрьевская. Там уже не встретишь старенькую избушку. Кругом дворцы-коттеджи, не меньше.
– Все, кто берёт землю и строится, совсем не бедные люди, – шепчутся между собой деревенские.
Старожилам, конечно, больно видеть, как на месте рощиц, где они ещё вчера собирали грибы и ягоды, полян, на которых пасли скот, вырастают дома. Но, с другой стороны, новые дома, новые люди вдохнут жизнь в старенькую деревню.
– Деревня маленькая, постоянно там живёт человек 30, – рассказали нам в территориальном представительстве.
– Зимой остаётся 16 семей, – сообщили в деревне.
– Коренных жителей мало,в основномдачники приезжают. Многие живут в Калуге, а здесь летом отдыхают, – рассказывает староста Юрьевки Светлана Карагодина.
Круглый год в деревне живут разве что пенсионеры.
Променять столицу на деревню
Светлана Карагодина знает каждого жителя в лицо. Все заботы, хлопоты, радости соседей как на ладони. При этом она тоже считается пришлой. Женщина с мужем и четырьмя детьми переехала в Юрьевку 30 лет назад. Обменяла квартиру в Москве на домик в деревне. Светлана говорит, что теперь она в Москве чувствует себя некомфортно и старается как можно скорее оказаться дома, в Юрьевке.
– У моего ребенка был бронхит с астматическим компонентом. Стали узнавать, куда уехать на природу. А был как раз момент, когда деньги менялись. Ближе к Москве купить оказалось нечего – всё такое неухоженное! Или приезжаешь, смотришь – дом вроде хороший, а леса не видно. Мы с мужем очень любим в лес ходить. Когда же оказались здесь, муж посмотрел и сказал: «Больше никуда не поедем!» Кстати, ребёнок, из-за которого сюда переехали, сейчас живёт в Москве.
Тридцать лет назад жизнь в деревне бурлила. Была и молодёжь, и люди среднего возраста. Во дворах насчитывалось 14 коров! Теперь же не найдёшь ни одной. Держать скотину пожилым людям тяжело, а молодые не видят в этом смысла.
Водный коллапс
Магазин находится в трёх километрах от деревни. Почти у каждого жителя есть машина, так что проблем добраться, как они говорят, нет.
– Мы с мужем два раза в месяц закупаемся, а так только хлеб подкупаем, – рассказывает Светлана.
Газ в деревню проведён с 2005 года. Областные власти в газификации Юрьевке отказали, посчитав ее нерентабельной. Тогда староста напрямую обратилась к президенту.
– После этого нас включили. Тянуть сюда надо было всего три километра с чем-то! – говорит староста.
А вот с водой в деревне проблема. Жители обсуждали этот вопрос на встрече с Городским Головой Дмитрием Денисовым.
– С 2010 года по всей области уходит вода, пропадает, – отмечает Светлана. – Нам скважина нужна! В этом году воды в нашем колодце на метр. Пробовали проблему самостоятельно решить. Бригада приезжала, углубляла колодец. Один из рабочих нам сказал: «Вам это не поможет! Бесполезно!» И правда, Люда вон то ли на три, то ли на пять колец колодец углубила. И у неё тоже вода всего лишь на метр держалась зимой. Ладно, мы с мужем живём вдвоём, а когда вся семья здесь?..
По словам Светланы, один из местных жителей – геолог – объяснял, почему так происходит.
– Говорил, вода ушла из-за того, что произошёл сдвиг пород. И пока подземное озеро не наполнится, уровень воды не поднимется. А на это уйдёт не один десяток лет, – сетует староста.
Вот и приходится за водой ездить в соседние деревни.
Первый парень
Григорию Константиновичу за 70, живёт бобылём. Вырастил сыновей, внуков.
– Сажаю огурцы, помидоры – создаю иллюзию нужности, как бы оправдаться, для чего живу, – смеётся пенсионер.
Лет десять назад наше издание рассказало о его холостяцкой жизни. Так невесты сами стали за ним гоняться.
– Приехала ко мне дама, а у неё пять детей! – вспоминает пенсионер. – Моих параметров по возрасту. Здоровая! Ростом выше меня. Ну, ничего, чайку попили, и я проводил её на электричку. Очень скромно себя вёл, не приставал, ничего. Вот меня пропечатали! Это было очень неожиданно, сколько лет прожил, а тут меня сватают! Так могли бы и в депутаты выбрать.
Григорий Константинович дважды был женат, говорит, что ему этого хватило.
– Я критики не переношу, ранимый чересчур. Как посмотрю на женатых, думаю: «Ёлки-палки, несчастный ты парень!» Я два раза был. Ой, страшно вспомнить! Первый раз она от меня сбежала, второй раз – я от неё.
Гордость деревни
В Юрьевке родился и вырос Герой Советского Союза Пётр Семёнович Анисимов. Мемориальная доска в его честь установлена в средней школе № 39 в Тихоновой Пустыни. В доме ветерана живёт его племянник Григорий Константинович.
– Когда мой дядя с войны пришёл, тут ничего не было. Наш хутор сожгли немцы. Живчик был, руки золотые. Гардероб его работы до сих пор у меня стоит. Хороший был дед, – вздыхает Григорий Константинович.
Пётр Семёнович в ночь на 22 сентября 1943 года с группой бойцов переправился на правый берег Днепра, уничтожив много немцев. Наутро участвовал в отражении трех вражеских контратак.
– Они высадились, как дядя мне рассказывал, а тут немцы. Командир хотел застрелиться. Дядька в том бою танк подбил, фашистов почти взвод положил! – рассказывает племянник.
За успешное форсирование реки Днепр южнее Киева, прочное закрепление плацдарма на его западном берегу и проявленные при этом отвагу и геройство красноармейцу Петру Анисимову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
– Видите ли, ребятки, он потом ещё в плену был, – добавляет Григорий Константинович. – Ему только в 1948 году Звезду вручили. Если бы не Звезда, дядьку посадили бы. Он трудно жил. Сначала на элеваторе работал с военнопленными. Потом, в 60-х годах, когда начали реабилитировать пленных, ему дали квартиру на Черёмушках.
По-старому уже не будет
Многие москвичи покупают дома и землю в Юрьевке из-за окружающей природы, невероятной тишины, стоящей вокруг. Но всё это в прошлом. Рядом с деревней строится Северный обход. И жители понимают, что такую трассу будет слышно и днём, и ночью. Ради её строительства пришлось вырубить часть леса с вековыми деревьями.
– От деревни до трассы, наверное, меньше километра. Конечно, шумно будет. Мы к такому не привыкли. Ну, с другой стороны, мы даже от этого имеем выгоду. Теперь отрезаны от других деревень. Раньше наша деревня была как проходная-проездная. Было неспокойно. Я поэтому всегда держала собак крупных пород, – говорит Светлана.
И если жители большинства калужских деревень просят, чтобы к ним с федеральной трассы сделали съезд, то жильцы Юрьевки радуются, что съезда не будет.
А ещё они отмечают, что за время строительства Северного обхода рабочие изгадили лес вокруг: выкидывают остатки еды, мусор. Смотреть на то, как всё это гоняет ветер, людям больно. А ходить и убирать ещё и за строителями у стариков нет сил.
Недавно Светлана обнаружила в лесу рядом с деревней свалку строительных отходов: разбитые рамы, мешки, тряпки, трубы. Все свалено под деревьями.
– Все это привезли совсем недавно на какой-то газели, не успели номер рассмотреть. Кто-то делал ремонт на Тихоновке или ещё где-то, и мусор бросили сюда! Это точно не наши деревенские. Я все дома обошла, посмотрела. Куда я только по этому поводу не обращалась – и в сельсовет, и в Горуправу. Что делать-то? Нельзя же так оставлять. В голове не укладывается, как можно привезти на природу и выкинуть мусор, – возмущается Светлана. – Что у нас после этого творится в лесах?!
Светлана говорит, что содержать деревню в чистоте удаётся потому, что кругом живут неравнодушные люди. Они даже следят за тем, чтобы рабочие убирали отходы из контейнеров. Не в пример Калуге контейнерная площадка здесь чистая.
– Нас, деревенских, немного, и мы все друг за друга держимся! Конечно, хотелось бы, чтобы дорога получше была, и скважина очень нужна. А так у нас всё для жизни есть. Даже скорая моментально приезжает. Так что я никогда не жалела, что переехала в деревню из Москвы. Друзья теперь завидуют, что я здесь живу, – говорит Светлана.
Елена ФРАНЦУЗОВА. Фото Антона Забродского