В предыдущих номерах газеты мы рассказали о проблемах, с которыми сталкивается дальнейшая реализация реформы общественных перевозок. Ее продвижение тормозят нынешние тарифы. Перевозчики – и муниципальные, и частные – в один голос говорят о необходимости скорейшего пересмотра существующей тарифной политики, которая в Калуге не меняется больше четырех лет.
– Только экономически обоснованный тариф позволит поддерживать на должном уровне текущую деятельность предприятий – перевозчиков пассажиров любой формы собственности, – утверждают они.
Проблема существует
Симптомы надвигающихся проблем местных транспортников на прошлой неделе изучал Городской Голова Дмитрий Денисов. Он пообщался с руководителями двух компаний.
Вот эти симптомы: автобусы в сильно изношенном состоянии, средств на топливо, запчасти и обслуживание подвижного состава хронически не хватает. Отсюда жалобы от калужан на долгое время ожидания, длинные очереди и толкучку в автобусах.
По мнению руководителей предприятий-перевозчиков «Гефест» и «Эгоном», действующая стоимость проезда не обеспечивает бесперебойной работы общественного транспорта.
– Не хватает средств на «горючку», обновление парка. С учетом инфляции водителям не повышаем заработную плату, а поднимать ее уже не из чего. Тариф очень низкий, – поделились своим видением ситуации частники. – Оптимальный тариф, чтобы перевозчик выживал, – 30 рублей. А если бы цены поднимали каждый год на один рубль, это было бы идеальным решением: и перевозчикам поддержка, и населению незаметно такое повышение.
Городской Голова не стал делать скоропалительных заявлений, сказав, что окончательное решение будет за депутатами Городской Думы, поскольку подобный вердикт выносит депутатский корпус. Чуть позже в соцсетях он опубликовал пост в своем телеграм-канале.
– Считаю это требование чрезмерным – для калужан такой скачок цены будет слишком болезненным. Продолжим консультации с другими участниками рынка, депутатами, территориальными общинами и, конечно, с калужанами – пользователями общественного транспорта. И только после этого можно будет принять взвешенное решение.
Муниципалы солидарны
О перспективе повышения тарифов в Калуге в прямом эфире «Ники-ФМ» говорил начальник Управления калужского троллейбуса Вадим Витьков.
По его словам, ежегодная индексация не станет сильно бить по карману калужан и позволит повышать тариф на уровень инфляции.
– Было бы логичным индексировать тариф ежегодно на уровне инфляции. Это составляло бы 75 копеек, максимум рубль. И было бы не так накладно для людей. Это лучше, чем пять лет не поднимать его совершенно, не оглядываясь на рост цен, а потом пытаться одномоментно увеличить его сразу на несколько рублей, – сказал он.
По мнению Витькова, нужно найти такой тариф, который в это кризисное время обеспечит выживаемость перевозчиков, а в перспективе позволит развивать транспортную реформу и на других городских направлениях, например на Правобережье.
Словом, посыл представителей перевозчиков горожанам вполне очевиден – они должны быть готовы к увеличению стоимости проезда, чтобы не допустить сбоев в графике работы общественного транспорта и чтобы он вообще был в городе как таковой.
Скажете, суровый вердикт? Скорее реалистичный!
А что пассажиры?
Местные жители, особенно те, кто пользуется «длинными» городскими и пригородными маршрутами, недовольны работой общественного транспорта. Жалобы от калужан в диспетчерскую службу поступают постоянно: хамство водителей и кондукторов, неисправность транспортного средства, несоблюдение графика движения, невозможность быстро добраться из пригорода до центра в часы пик, несоблюдение водителем правил дорожного движения, невозможность оплатить проезд в коммерческих маршрутках банковской картой.
Однако нынешнюю ситуацию с кризисом в общественных перевозках люди, как оказалось, воспринимают с пониманием и даже готовы рассмотреть вопрос увеличения тарифа за проезд.
– Я встречался с руководством фирмы «Эгоном-1», которая обслуживает автобусный маршрут № 71, и согласен с их доводами. Считаю, в любом случае в ближайшее время цены на проезд повысятся. Однако 30 рублей за поездку в автобусе – это много. Народ более адекватно отреагирует на цену проезда в 25 рублей. А справедливая стоимость в городском транспорте, обслуживаемом УКТ, – 22 рубля. Если еще протянуть время, то можно уйти и за 30 рублей. Как ни крути, ГСМ, металл, запчасти в цене только растут. Это не прихоть перевозчиков, а данность момента в пассажирских перевозках города Калуги, – считает член территориальной общины «Дубрава» Артур Крамаров.
По мнению калужанки Елены Иванюшиной, проезд в общественном транспорте повышать следует, но постепенно.
– Начинать с 25 рублей, а не с 30 в автобусах, – говорит она. – В троллейбусах следует пока остановиться на 22 рублях.
Елена Ефременкова живёт в микрорайоне «Веснушки». Если муниципальный транспорт управления калужского троллейбуса ходит относительно точно по расписанию, то частники – нет.
– Согласна с тем, что стоимость проезда в общественном транспорте нужно повышать. Но вопрос – как перевозчики собирают деньги? Если в УКТ есть кондуктор или терминал по оплате проезда, то частники этим пренебрегают. Например, на 25-м маршруте терминал появился буквально на днях. Считаю, что наши платежи перевозчиками должны учитываться более прозрачно, – говорит она.
– О повышении стоимости проезда говорить можно, но это должно происходить с учетом постоянного обновления автобусного и троллейбусного парков, выверенного графика движения, профессиональных водителей, – мнение Венеры Юшковой, проживающей в Ромодановских Двориках.
Татьяна Ступаченко живет в микрорайоне «Кошелев». По ее словам, 29-й и 76-й автобусы, которые обслуживают частные перевозчики, ходят часто, однако наличие этих двух маршрутов не позволяет обеспечить перевозку пассажиропотока в этом микрорайоне, особенно в час пик.
– Конечно, пассажирам хочется, чтобы проезд в автотранспорте был подешевле, но понять перевозчиков, как муниципальных, так и частных, тоже можно – растут цены на топливо, запчасти, металл. Но адекватно к повышению цены проезда должно быть повышено качество перевозок, наша безопасность, – считает она.
Естественно, что приведенные мнения калужан не претендуют на выражение мнения всех горожан. Скорее, отражают точку зрения представителей активной части населения. Думается, эта дискуссия продолжится. Необходимо все взвесить и обосновать, чтобы местные жители четко понимали, за что они будут платить, пользуясь общественным транспортом.
Александр ТРУСОВ. Фото из соцсетей