Бывший военнослужащий, учитель истории, обществознания и ОБЖ больше трёх лет идёт пешком по России
– Я увидел Россию такой, какая она есть, – без всяких прикрас. Много у нас и плохого, и хорошего. Пожалуй, только в своём путешествии я начал понимать, до какой степени наша страна необъятна. Нет, я, конечно, знал, что она большая, но какая же она громадная! Чтобы всю её обойти, посетить все населённые пункты, надо в 17 лет выйти из дома и в 85 лет вернуться. И то вряд ли успеешь всё осмотреть! – говорит Андрей Шарашкин.
Дорога зовёт
Андрей признаётся, что его всегда манила история славян. При этом он уверен, что узнать её можно, лишь посетив деревни, сёла, города. Впервые о путешествии он задумался в 1996 году, но смог отправиться только 2 июня 2018 года. Сначала его держали работа и семья, друзья, быт. Но сын вырос, с женой он развёлся. А тут ещё, отдыхая под Анапой, Андрей познакомился с калужанами-путешественниками.
– Своими рассказами они разбудили мою мечту. И когда я возвращался в Жуковский Московской области, твёрдо решил – пойду путешествовать, – рассказывает Андрей. Он составил маршрут. Оказалось, чтобы обойти все интересующие его места, потребуется пять лет!
– Я подготовился: купил палатку, спальный мешок, коврик, рюкзак у меня был. Набрал, конечно, очень много лишнего. Изначально мой рюкзак весил под 40 кг, сейчас – 25 кг.
Пешком круглый год
Андрей даже не рассматривал мысль взять с собой велосипед, поехать на машине или автостопом.
– Пешком можно больше увидеть, на машине ты можешь что-то и не заметить. А что бы я с велосипедом делал в горах? Я прошёл Кавказ, Урал, Саяны, Хакасию, Алтай. Преодолел 32 тысячи километров! – открывая в телефоне карту, усеянную отметками, где он побывал, говорит путешественник.
Но оказалось, что ногами можно пройти не везде. Чем дальше от центра России, тем дороги непроходимее.
– Примерно 7300–7400 км я вынужденно проехал. На Севере пришлось и поездом воспользоваться. Дорог там как таковых нет, расстояния между населёнными пунктами очень большие. А я не ставил перед собой цель идти на выживание, – объясняет Андрей. – Я ни капельки не жалею, что путешествую. Чем дальше я иду, тем интереснее. Мысль бросить это дело у меня возникала только первые три дня.
Его не пугают жара и холод. Правда, если температура опускается ниже 30–40 градусов или идёт дождь, он устраивает привал.
– Летом в основном живу в палатке, зимой или в гостинице, или люди к себе приглашают. У меня ведь много подписчиков, – рассказывает мужчина.
Благодаря пешему путешествию Андрей попробовал себя в новой профессии – стал блогером. В соцсетях он выкладывает фотоотчёты, ведёт дневники, в которых делится впечатлениями.
Говорит, что в дороге ему голодать не приходилось, всегда находятся люди, которые готовы накормить и обогреть.
– Мне помогают Тюменский Союз ветеранов Афганистана и Тюменское Зауральское казачество. Деньги находятся. Друзей у меня много. Периодически присылают. Да и мне особо ничего не надо – только на продукты, зимой – на гостиницу. Я не шикую. Когда шёл до Владивостока, 500 рублей мне хватало на 3-4 дня. Сейчас цены немножко повысились, и уже уходит 1000 рублей. Путешественника узнают в каждом городе, фотографируются с ним, просят автограф.
Уникальные места
– Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых городов. Как их сравнить? Нельзя же сравнить ложку и вилку. Каждое место по-своему уникально, интересно природой, историей, достопримечательностями. Больше всего запали в душу Дагестан, Байкал, Алтай. Многие блюда в этих местах я попробовал впервые.
Единственное, на что жалуется путешественник, – на нехватку времени. Он бы добавил к суткам хотя бы ещё один час. В среднем в день он проходит 25–30 км. Время посещения города, села или деревни варьируется от одного до пяти дней.
– Если понимаю, что хочу задержаться, остаюсь, – говорит Андрей. Так в Калуге он пробыл неделю, встретился с друзьями, вдохновившими его на такое необычное путешествие, и отметил 56-й день рождения.
Друзья в каждом городе
– Я человек коммуникабельный. Мне легко знакомиться с людьми. Поэтому, где бы ни оказался, один не бываю. Были, конечно, и тяжёлые моменты, когда я пять суток шёл по Калмыкии, по степи. И не было вокруг ни населённых пунктов, ни городов – ничего и никого. Одиночество тяжело переносится, – признаётся Андрей.
А ещё отмечает, что всюду встречает своих коллег.
– Особенно много путешественников с апреля по октябрь. Кто-то передвигается на велосипеде, кто-то автостопом, кто-то на лошадях. Так, в Башкирии встретился с девушкой из Испании. Она неплохо говорит по-русски. Пешком прошла всю Европу, дошла до Монголии. Купила там двух лошадей и возвращалась. Когда я спросил, а не проще ли было заказать лошадей, она ответила: «Так неинтересно!» Под Ростовом познакомился с мужичком, ему больше 70 лет. Он на велосипеде почти всю Россию проехал. А под Омском общался с японцем, который на велосипеде весь мир объездил.
Путь без конца
– Любое путешествие меняет человека, – уверен Андрей. – Когда идёшь по дороге, смотришь на мир совсем другими глазами. Думаю, что я стал проще смотреть на всё, стал добрее. Теперь я чувствую себя свободным человеком. Мы сами загоняем себя в клетку, нас привязывают проблемы – кредиты, ипотеки. У меня всего этого нет. Андрей говорит, что, завершив пятилетнее путешествие, напишет книгу. А потом снова отправится в путь.
– Путешествие как болезнь, наверное, уже не смогу жить по-другому. Ведь я ещё не побывал на Северном Кавказе, в Якутске, Магадане, на Чукотке и Камчатке. Хотелось бы ещё разочек заглянуть на Кольский полуостров, потому что я его не весь обошёл.
Елена ФРАНЦУЗОВА