Набережная в городе – это огромный рекреационный потенциал, она может приносить не только пользу жителям, но и инвестиции для его сохранения и развития.
О планах города по благоустройству прибрежной территории Оки и превращении ее в удобную и красивую прогулочную зону в интервью нашей газете рассказал главный архитектор Калуги Алексей Комов.
– Алексей Олегович, Калуга взялась за непростое дело. Это большой проект, рассчитанный на несколько лет, – из заброшенной территории вдоль берега Оки сделать комфортное общественное пространство.
– В этом есть и желание калужан, и назревшая необходимость: городу на реке не иметь речной фасад – это нонсенс. И дело не в благоустройстве, а в целом комплексе проблем прибрежных территорий и кварталов. Посмотрите на генплан: река «запечатана» от исторического центра, находясь в непосредственной близости.
Архитекторы, разрабатывающие мастер-план развития прибрежных территорий, провели тщательное исследование. Безусловно, главная проблема в том, что линия затопления глубоко «вдвинута в материк», образуя гигантские «зоны отчуждения». С экологией здесь тоже все печально. Удивительно, но именно здесь, как показали исследования, самая запыленная часть города – с заброшенными гаражами, промзонами и остатками тяжелых металлов в почве. Словом, это давно запущенная болезненная опухоль на теле исторического города, которой пришло время заняться, и дальше откладывать нельзя.
– Реализация таких проектов невозможна без участия федерального центра?
– Бюджеты больших проек- тов, конечно, немалые, и здесь нужна консолидация усилий, в том числе и финансовых. Мы постоянно твердим, что у нас нет денег, чтобы взяться за исторический центр. Но, по сути, у нас есть «золотой бе- рег», глубоко зарытый клад, которым нужно воспользо- ваться на благо и с пользой. Здесь сокрыты резервы для того, чтобы комплексно зани- маться историческим центром и его объектами культурного наследия. В перспективе, при- соединяя к этой территории все больше функций – ре- креационных, культурных, жилых, соблюдая все необ- ходимые регламенты по объ- ектам культурного наследия, мы получаем очень важный ресурс для развития города на десятилетия вперёд. Поверив в эту территорию, придут и разумные инвесторы, и боль- шие программы.
Но помимо грандиозных планов нужно начинать конкретные «живые» работы уже сейчас. Если в прошлые годы объекты комфортной городской среды были раздроблены, разбросаны по периферии, то теперь во время рейтингового голосования впервые выбрали одну крупную территорию, где нужно сконцентрировать усилия. Работы, запланированные на следующий год, – это только первый этап.
– Но ведь концепция благоустройства – это не окончательный проект?
– Да, это, скорее, каркас того, как может жить набережная между Гагаринскими понтонным мостами прежде всего. А в будущем, преобразуя территорию из депрессивной в социально значимую, будет возможность организовать парковую зону площадью в сто гектаров, защитив территорию от разлива Оки по всей длине набережной.
– Какие работы подразумевает первый этап благоустройства в ближайшее время?
– На подготовительном этапе расчистили территорию – теперь с берега можно будет вести работы, не загружая при этом проезжую часть. В следующем году по программе КГС основные усилия будут направлены на реконструкцию верхнего берегоукрепления.
Сегодня на набережную непросто попасть ни с Яченского водохранилища, ни с Центрального парка, ни со стороны понтонного моста. Поэтому первая задача – решить проблему связанности и доступности.
Второе – обеспечить инфраструктуру, сети, освещение и другое. Это те условия, благодаря которым «сдвинется» вся территория. Предусмотрено задернение бетонных склонов, восстановление комфортных спусков. Будут и невысокие ограждения – это абсолютно логично для городских набережных. Для променадов, где будут и пешие, и велосипедные потоки, это ещё и вопрос безопасности.
Ситуация осложняется тем, что уже нижняя часть территории, которая попадает под благоустройство, оказывается в зоне затопления. Река – это зверь, которого надо не просто загнать в свое русло, но и, зная его повадки, разговаривать с ним на одном языке.
Совместно с гидрологами проработан план щадящего берегоукрепления – габионов и холмов выше точки затопления, а также высадка растительности, создание песчаного пляжа, выемка грунта для создания небольшого искусственного водоема с чистой водой для купания, обустройство площадок для пикников и спортивных игр.
Нижняя часть набережной должна быть природоподобной. Мы не просто восстанавливаем песчаное плато, знакомое многим калужанам уже только по фотографиям 60-х годов, нам важно создать тот каркас, на который впоследствии будут «нанизаны» разные активности, важные для горожан, интересные для городского бизнеса. На склоне предусмотрены смотровые площадки, мини-кафе, элементы амфитеатра – эти конструкции опробованы в благоустройстве территории Яченского водохранилища, такая тема и здесь вполне применима.
Весной начнется работа по благоустройству верхней части берегоукрепления. Если все сложится – летом уже будет на что посмотреть. Но это только начало больших фундаментальных процессов.
– Какие изменения ждут правый берег?
– Окончание строительства кампуса Бауманского университета изменит парадигму развития города. Как только он отроется, поменяется вся «механика» взаимодействия берегов. На Правобережье вокруг кампуса нужно будет продолжать создавать инфраструктуру, лаборатории, строить жильё для преподавательского состава. Неизбежно рядом с головным вузом, связанным с нашими технопарками, появятся и бизнес-центры. Но это в глубине от береговой линии.
И если набережная левого берега – это исторический, архитектурный речной фасад города, то правый, с его природоохранной зоной, Можайским оврагом, останется «зелёной территорией», в большей степени примиренной с природой. Нужно будет строить жилье, создавать инфраструктуру для преподавательского состава. Неизбежно рядом с головным вузом, связанным с промышленными площадками, появятся крупные предпринимательские. Эту тему мы уже прорабатываем.
– Расскажите о сотрудничестве с Московским институтом градплана Москвы.
– Этот институт давно ведет программу «Моя река» в столице, им много запроектировано и уже реализовано. Программа успешно работает несколько лет. В этом году институт вышел за рамки Москвы – и первым городом стала Калуга.
Градплан задействовал 13 вузов, работающих по архитектурному и дизайнерскому направлениям из Москвы, Казани и, конечно, Калуги, из нашего КГУ.
Участники рассматривают для своих дипломных проектов оба берега Оки в связке с Яченским водохранилищем. Кураторы учат смотреть широко и в комплексе. К примеру, магистром предлагается концепция лодочной станции. Интересно, но как это будет востребовано, как вписываться в маршруты, в «систему» городского жизни? Любой проект, любого масштаба должен давать ответы на подобные вопросы, и для этого нужна аналитика, которая также ведётся по всем берегам и их территориям. Будем рассматривать и оценивать множество интересных проектов по реке, объединенных общей идеей. Важно, что к работе подключаются заинтересованные горожане, которые стремятся быть вовлеченными. В итоге весной у нас будут готовые, проработанные решения, рациональные зерна которых можно использовать.
Профессиональные горожане
«Если не начнем эту работу сейчас – не воткнем лопату и не поставим первый фонарь на набережной, то никакой инвестор не поверит, что мы готовы к развитию. Можно сколько угодно рисовать картинки. У общества, как у полиса, должно созреть желание эти проекты реализовать.
В последнее время диалог внутри городов сильно маргинализирован – каждое движение профессионал должен соизмерять с комментариями и количеством лайков в социальных сетях. Поэтому так важны сейчас профессиональные горожане: те, кто знает свои права и свои обязанности, но при этом не только критикует, не только говорит: «Дай», но предлагает и делает. Их много в нашем городе. Мы все время ошибочно делим: власть, архитекторы, жители…
Необходимо ощутить своё единство и волю, сказав: «Нам нужна река».
До конца года в формате обсуждений мы планируем презентовать мастер-план прибрежных территорий, рассказать о продвижении проекта «Моя река», также представить концепцию того, что будет сделано в следующем году.
Я убежден, что общественное пространство нашей реки станет успешным лишь тогда, когда все горожане будут думать о нем ответственно, как о своём»,
— сказал Алексей Комов.