Снегу выпало много, да и морозец не подкачал, поэтому кое-кто уже и лыжи смазал и чуть что, сразу на лыжню. Между тем, еще относительно недавно кое-где, например, в Орловской губернии, лыжи звались и́ртами. И это отголосок древнего слова рты, которым это средство передвижения звали в Древней Руси. Тот же отголосок, считают этимологи, и в названии северных саней – нарт. Однако все по порядку.
Действительно, предки ртами (а слово это женского рода, в единственном числе – рта) звали лыжи. Одно из первых письменных свидетельств – в истории о столкновении в 1444 году у Переяславля Рязанского Московского князя Василия Темного и Мустафы Царевича, сына казанского хана Мухаммеда Большого, записанной в Никоновской летописи и известной как «Повесть о Мустафе Царевиче»:
Этимологи связывают рты с древним корнем *rt, означающим «верх» и, между прочим, «рот». Вот эта связь верха или верхушки со словом «рот» заставила Александра Преображенского, автора первого фундаментального этимологического словаря русского языка, признать – слова эти темные и их происхождение и связь между собой требуют дальнейшего изучения. Кстати, ртом в Древней Руси назывался и нос корабля. Отсюда и значение «острый нос». Еще одна связь ртов – лыж и рта – отверстия между губами, усмотрена этимологами со словом рыть и всеми, от него образованными. В том числе и с рылом, древнее значение которого – «орудие для рытья». Значение «орудие для рытья» вроде бы подходит и к лыжам – ртам. Способ передвижения на них – взрытие снежного покрова.
От ртов в значении «лыжи» с помощью приставки на- образовано и слово нарты, что означало в древности, как полагает Николай Шанский, «острия, подъемы ноги, верхи обуви». Однако в значении «северные сани» в русском языке нарты появились довольно поздно, очевидно, только в XVI веке. Например, в челобитной царю Феодору Иоанновичу в 1599 году представители племени вогуличей, просившие освободить их от ясака, писали:
Когда же появилось слово лыжи, сказать затрудняемся. Первое письменное упоминание – в списке XVI века Послания митрополита Никифора Владимиру Мономаху, написанного, как полагают историки, в 1120 году:
Значение этого слова связано не со способом передвижения, как в ртах (рыть), а с конструкцией. В диалектах встречается слово лызгать – скользить по льду. А еще словом лыжа называли, как отмечает Макс Фасмер, брус в санях и киль баржи. Причем в значении «киль» лыжа встречается и в других славянских языках.
Наконец, о нашем любимом средстве передвижения по снегу – санках, санях.
Известно оно с древнейших пор. Например, в «Повести временных лет» по Лаврентьевской летописи о событиях 947 года упоминаются сани княгини Ольги:
Не поверите, но сани родственны Змею Горынычу. В фольклоре и мифологии это, правда, никак не отражается, но зато родственную связь нашли исследователи истории славянских языков. Слово сани произошло, считают они, от зафиксированного во всех славянских языках древнего слова сань, означавшего змею или дракона. Николай Шанский отмечает, что в древнерусском языке сань в значении змеи или дракона еще встречается, а Измаил Срезневский в «Материалах словаря древнерусского языка по письменным памятникам» прямо указывает: «сань – змея, дракон» и приводит пример из Паремейника (богослужебной книги) 1271 года:
Если реконструировать старинное значение слова, получится «повозка на змеях», то есть полозьях. Недаром и слово полозья однокоренное с полозом – змеей.