Первая учительница в памяти любого человека остается на долгие годы, её труд и силы всегда оправданы. Выдержать эмоциональную нагрузку, заинтересовать и научить детей, стать опорой не только для учеников, но и для родителей, при этом не терять энтузиазма и интереса к тому, что делаешь, – задача не из лёгких. По признанию коллег, учительница начальных классов Надежда Лищук с ней отлично справляется и даже стала победителем ежегодного городского конкурса «Самый классный классный».
В стиле кино
– 25-я школа – ваше первое место работы?
– Да, я пришла сюда в 2009 году на замену, вела подготовку детей к школе, через год набрала свой первый класс. Потом был небольшой перерыв на декретный отпуск.
– С какими трудностями вы столкнулись в первые годы работы?
– Во время учебы я часто не понимала: пять лет учат теории, как ее можно будет применить? Никак не складывалась единая картинка. Начала работать – пришло осознание. Самое трудное было в мелочах. Например, как оформлять детские тетради, как правильно заполнять классный журнал, выставлять отметки. Большое спасибо коллегам, которые мне помогли, – первое время я очень много у них спрашивала.
Поначалу, чтобы тебя услышали, есть большой соблазн говорить громко, но это совершенно неэффективно. Надо говорить тихо, менять виды деятельности, держать в поле зрения всех, подмечать реакции детей.
– Расскажите о конкурсе. Это был трудный для вас опыт?
– Было интересно попробовать свои силы, узнать, на что я способна. Оказаться в десятке сильнейших из 47участников – это хороший результат. Конкурс состоял из трех этапов. Необходимо было презентовать свою программу воспитания, защита ее проходила на платформе Zoom. Второй этап – открытый классный час. Мы выбрали квест-игру «Калуге 650 лет». Нужно было также поделиться тем, что необычного происходит в нашей школьной жизни. Рассказала про ребят, про учебу и отдых, о том, какие они спортивные и творческие.
Свою работу на всех трех этапах я оформила в кинематографическом стиле – жизнь класса сравнила с фильмом с разными сюжетами. Название фильма – «Мы вместе». Действительно, мы приходим в школу делать совместные дела – вместе наполняем урок событиями, проводим перемены, следим за чистотой и порядком.
Последний этап конкурса – «Мой педагогический девиз». Сложно было сформулировать его одной фразой, поэтому я взяла кинообразы учителей из известных фильмов и рассказала о том, чем они мне близки. В ком-то мне импонирует умение видеть и раскрывать в ребенке те стороны личности, которые трудно заметить; кто-то в своей работе опирается на поддержку коллектива; кто-то руководствуется принципом «не навреди» и способен дать шанс исправить ошибку. Я рассказала, как вижу себя в этой профессии, возможно, со временем к этим принципам добавятся новые.
Не торопитесь – всё получится
– Стоит ли ругать ребенка за двойки и нацеливать только на хорошие и отличные оценки?
– Тех, кто может хорошо учиться, не надо останавливать. Может – пусть делает. Но ориентироваться на слабого ученика, на мой взгляд, тоже нельзя. Планка должна стоять чуть выше возможностей, чтобы было куда стремиться.
Ругать за плохие оценки неправильно. Надо смотреть, чего ребенок не знал и чему со временем научился. Ставить маленькие цели и постепенно идти к ним. Сравнивать себя с собой на разных этапах – это и есть рост. А если что-то не получается – искать причину и работать.
К примеру, на прошлой неделе мы изучали умножение двузначного числа на однозначное. Долго и подробно все разбирали, было тяжело. Я говорю детям: «Ничего, уже через неделю будете решать эти примеры в уме». Не поверили. Но вчера попробовали – у многих получилось. Вот она, небольшая победа. Дальше будем учиться делить.
– В первый класс приходят дети с очень разным уровнем подготовки. Но родители зачастую хотят, чтобы ребенок сразу показывал хорошие результаты.
– Не все получается сразу, но мы работаем над этим. Есть такие, кто в первом классе учился с трудом, родители переживали. Я им говорила: «Не торопитесь», и только к третьему классу они «врастают» в учебу, многие улучшили свои показатели, стали хорошистами.
– Работать с родителями сложнее, чем с детьми?
– По-разному. Я надеюсь, что родители мне доверяют и мы делаем одно общее дело. Но есть дети, которые сами по себе. Иногда смотришь на такого ребенка и понимаешь: если бы была опора дома, ему было бы значительно легче. Нельзя отвести в школу, кинуть в океан – и учись сам плавать. Детям в начальной школе нужен фундамент, поддержка, и это во многом зависит от родителей. Кому-то удается проверить уроки и хотя бы час посвятить ребенку, у кого-то это совсем не получается. Детям занятых родителей в начальной школе сложно – они учатся «в свою силу», не ощущая родительского контроля. От родителей хотелось бы большей заинтересованности.
– Учитель начальной школы больше воспитатель или, как сейчас говорят, «урокодатель»?
– Я бы не стала разделать эти компоненты – образовательный и воспитательный. Каждый урок должен воспитывать – это требование стандартов образования.
Образец для подражания
– Каким должен быть учитель начальной школы в вашем представлении?
– В 48-й школе, где я училась, у меня была именно такая учительница – Надежда Михайловна. Образ первой учительницы, какой мне хотелось бы стать, сложился благодаря ей – добрая, искренняя, заинтересованная в каждом ребенке. В школу я не шла, а бежала – с большим интересом и желанием.
Учитель начальных классов должен быть подкован в любой области знаний – и математика, и литература, и энциклопедические знания о мире. Бывает, задают вопросы, которые ставят в тупик.
– Например?
– Недавно изучали творчество писателя Гаршина, автора «Лягушки-путешественницы». Выяснилось, что он трагически умер в молодом возрасте. Стали задавать вопросы: а что случилось? А я не знаю… Объясняю, что нельзя все на свете знать, надо уметь пользоваться разными способами получения информации.
В нужном русле
– Гаждеты – ваши помощники?
– Вообще, у нас в школе запрещено пользоваться телефонами на уроках. На перемене не увидишь ученика, играющего в телефоне, а в подвижные игры или шахматы – пожалуйста. В школе открылся «Кванториум», улучшилось техническое оснащение, можно воспользоваться планшетами, чтобы найти необходимую информацию. Гаджеты для ребенка не зло, если направить их использование в нужное русло.
– Какие качества, на ваш взгляд, необходимы учителю сегодня?
– Кроме эрудированности, учитель должен быть добрым, искренним. Дети всегда чувствуют, когда говоришь им неправду.
– Какое главное качество вы приобрели за 10 лет работы в школе?
– Пожалуй, терпение.
– А улыбаетесь часто?
– В класс стараюсь входить с улыбкой. Здесь я чувствую себя на своем месте. Видимо, и дети это чувствуют, доверяют – часто остаются со мной после уроков – сделать вместе домашнее задание или просто поболтать.
Директор школы Алексей Мокрушин:
– В прошлом году победителем конкурса «Самый классный классный» тоже был классный руководитель из нашей школы. Такие конкурсы – возможность попробовать себя, свои силы в профессиональном испытании, создать своего рода опорную точку: проанализировать наработанный опыт и наметить перспективы дальнейшего профессионального и личностного развития.
Когда мы предлагаем учителю представлять школу на подобных состязаниях, учитываем, как он взаимодействует с детьми, как о нем отзываются родители. Надежда Юрьевна – педагог молодой, но уже с опытом. У нее всегда порядок в классе. Ответственный педагог, обязательный, при этом, если что-то не получается, не скрывает затруднений, обращается за помощью, советом, работает над их преодолением. Человеческие качества, которые мне в ней импонируют, – добросовестность, честность, удивительная работоспособность, готовность к творчеству и умение справляться с волнением.
Мы не требуем от учителя обязательно победы, но, зная Надежду Юрьевну, я точно знал, что она будет бороться и покажет высокий результат. Тем более на конкурс педагог идет не один – его сопровождает команда. Поддержка коллег, собственное желание учителя и его рабочий настрой – основа хорошего результата.
В этом году, как и в прошлом, результат отличный.
Ольга Коновалова. Фото Антона Забродского