В Инновационном культурном центре открылась выставка художественных кукол

Калужанам запомнилась выставка «Городок в табакерке», которая прошла в ИКЦ прошлым летом. К счастью, новой встречи не пришлось ждать слишком долго. Владимир Гвоздев, Светлана Румянцева и Саша Худякова представили проект «Кукловодство», в котором участвуют работы тридцати художников.

Суперкарабас

Открыл выставку танцевальный перформанс Инновационного театра балета. Зрители с радостью включились в игру: примеряли кукольные колпачки и воротники, пробовали себя в роли марионеток и от души веселились.

– Кукольное искусство способно разбудить в человеке внутреннего ребенка, вернуть его в детство, – говорит Саша Худякова. – Поэтому оно так популярно. Художники, работающие с куклой, – невероятно счастливые люди. Никто не застрахован от жизненных неурядиц, но у нас есть чудесный мир, который мы создаем благодаря своей профессии. В этом мире мы можем разрешить себе быть наивными и сентиментальными, нежными и искренними.

Гигантская фигура Кукловода возвышается над всеми. Длинная рыжая борода расползается по залу, жуткие глаза смотрят поверх оранжевых круглых очков, недобрая усмешка прячется в усах. Великаны-пальцы управляют марионетками, но за спиной гиганта есть рычаги, при помощи которых им самим можно управлять.

– Все началось со слова «Кукловодство». Мы его придумали, чтобы обозначить то, чем занимаемся, – рассказывает Саша Худякова. – В нем несколько смыслов: и ведЕние куклы-марионетки, игра с куклой, и вЕдение, то есть изучение и «выращивание» кукол – по аналогии с домоводством, растениеводством, животноводством. В это же время у художника Владимира Гвоздева родилась идея Кукловода как центра, объединяющего экспозицию. На стенах зала – постеры дизайнера Михаила Волкова, страницы несуществующей книги «Кукловодство».

Над созданием огромной фигуры Владимир Гвоздев, Константин Морозов, Ольга Коломиец и Ярослав Гвоздев трудились почти год. И еще год Кукловод со сложенной и упакованной бородой сидел в мастерской и ждал своего часа. Несколько раз выставку переносили из-за пандемии, а первый ее показ пришлось провести онлайн. В мае прошлого года «Кукловодство» наконец-то увидели зрители в здании Московского союза художников и в галерее Елены Громовой. Калужскую выставку кураторы считают наиболее удачной из трех.

Стилисты и экспериментаторы

Интересно, как художники вплетают в общую канву выставки собственные проекты и серии работ. Куклы Инги Иващенко – родные брат и сестра «Танцующего Моцарта», которого калужане видели на летней выставке «Городок в табакерке», и все они – часть проекта «Маленький Моцарт».

– Есть, на мой взгляд, два типа художников, – говорит Саша Худякова. – Первые очень активно развивают какую-то одну тему, их стиль легко узнать. Вторые постоянно экспериментируют и создают совершенно непохожие друг на друга работы. Зрители могут сравнить две выставки и увидеть, насколько по-разному выступили авторы.

Среди художников-экспериментаторов – Елена Максимова. Каждая ее работа – открытие. Фигура мальчика на санках будто вылеплена или, точнее, высечена из снега. Может быть, это замерзающий Кай, прицепивший свои салазки к саням Снежной королевы?

Недалеко от зимы – вечное жаркое лето: текстильная скульптура «Танец» Натальи Вельчинской. Выразительная фигура пляшущей африканки из яркой ткани – мягкая, как подушка, и почти невесомая.

– Наталья по профессии художник-график, это чувствуется в ее произведениях. У нее есть фирменные приемы работы с тканью. Расцветка материала взаимодействует с формой. Каркаса нет, фигура каким-то чудом держится за счет внутренних напряжений ткани.

Некоторые куклы – аллегории абстрактных понятий, обобщенные образы. Они подобны филосовским трактатам. Создавая их, художники исследуют человека, его место в мире и в обществе, ищут смысл его существования. Но «смысловая нагрузка» вовсе не обязательна: красота имеет право быть самодостаточной и наивной, вызывая у зрителя не поток сознания, а восторженный вздох. Нежные фарфоровые лица, изящные жесты рук, кружевные платья и шляпки, украшения и цветы – пиршество для глаз и праздник для девочек любого возраста.

Художники-пророки

Авторы придумали концепцию проекта «Кукловодство» в 2019 году. Тогда никто и представить не мог, что мир изменится и людям придется жить по новым правилам, подчиняясь руководству неких невидимых сил. Кураторы подчеркивают, что речь вовсе не о политике – надо смотреть выше. Судьба, рок, фатум – вот что такое гигантский Кукловод. Но у него, как мы помним, тоже есть рычаги. Художники оставляют людям надежду когда-нибудь вернуть себе и свободу, и ответственность.

– Наши проекты часто находят неожиданное отражение во внешнем мире, – говорит Саша Худякова. – Несколько лет назад мы проводили выставку, посвященную весне, любви. Буквально за две недели до ее открытия произошло страшное землетрясение в Японии. И оказалось, что многие наши авторы, не сговариваясь, сделали кукол на японскую тему. Совпадение? Это не могло быть откликом на трагедию, потому что работа над куклами началась за несколько месяцев до нее. Думаю, что идея «Кукловодства» тоже возникла неслучайно, художники каким-то образом способны предвидеть глобальные события.

Екатерина Шевелева. Фото Елены Максимовой