Как живет в Калуге незрячая пианистка

Дарья Останкова с рождения незрячая. Это не помешало ей выучиться на психолога, а сейчас она пробует себя в КВН.

– У вас, наверное, невысокий рост, вы худенькая, с длинными волосами, – говорит Даша, потрогав мои запястья, плечи и волосы. – Я вижу руками, чувствую, какой человек. На ощупь смотрю всё. По голосу понимаю, кто рядом.

– Мы даже не замечаем, а она уже прикоснулась. Из всего, что её окружает, берёт информацию. В детстве я всегда ей рассказывала, какое небо, солнце, деревья, что и какого цвета,

– рассказывает её мама Татьяна Викторовна.

Вопреки всему 

Знакомые семьи говорят, что вся жизнь Даши – преодоление страшных диагнозов. То, что она ходит, играет на фортепиано, пробует себя в юмористических сценках, – титанический труд и невероятная любовь к жизни.

Даша родилась в Узбекистане, училась в обычной школе.

– Сначала с ней занимался незрячий педагог, который приходил к нам домой. Прошла неделя, две, а он ей всего две буковки-циферки показал и всё. Дальше ничего не двигалось, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Сначала я поговорила об этом с учителем, ведь ребёнок должен успевать по программе. А он мне сказал: «У детей бывают нечувствительные пальцы, они не чувствуют букв!» Но я-то знала, что Даша не такая. Она свободно передвигалась по дому, двору, чувствовала и деревья, и дома, и машины. У нас была очень хорошая соседка, учительница начальных классов. Я ей говорю: «Маш, помоги, возьми Дашку в школу!»

Предубеждений у руководства школы по поводу слепой девочки было много: как она будет ходить, подниматься на этажи, а если упадёт? Но маме удалось добиться того, чтобы Дашу взяли. И за полгода девочка сумела догнать по программе своих одноклассников. Правда, учёба её отличалась от учёбы остальных детей. Её маме даже пришлось выучить язык Брайля.

 – Я глазами учила, она руками. Она писала по Брайлю, я всё переводила для учителя,

– рассказывает Татьяна Викторовна.

– Наша учительница была такая добрая! – говорит Даша. – А дети первое время меня боялись, дичились, все зрячие же. Но потом привыкли ко мне. И везде меня с собой брали – то в походы, то в кафе посидеть. Если какого-то урока нет – приводили меня домой. Мы рядом со школой жили. Несколько шагов пройти.

 

– На физкультуре она не могла заниматься, поэтому кто-то из ребят брал её за руку и отводил с собой на какой-нибудь урок. А потом в класс обратно,

– добавляет мама девушки.

Льётся музыка 

Одновременно с начальной школой девочка стала посещать и музыкальную.

 – Пошла договариваться с директором: «Ребёнок у меня незрячий, но я хочу учить ее музыке!» А она мне: «Давайте мы посоветуемся, кто возьмёт вашего ребёнка!» Нам попался хороший педагог, она могла любую мелодию подобрать на слух. Давала нам задание на дом. И мне пришлось выучить ноты и нотную альтерацию. Благо слух у меня хороший,

– говорит Татьяна Викторовна.

Музыка увлекла девочку, она стала сочинять мелодии, участвовать во всевозможных конкурсах.

С чистого листа 

Когда Даше было 15 лет, её семья вынуждена была уехать из Узбекистана. Школу она оканчивала уже в Мещовском интернате. Это было тяжёлое время для всей семьи. Пока родители обустраивали быт, искали работу, Даша пыталась стать частью нового коллектива.

– Здесь было сложно, если честно,

– говорит Даша. При этих словах мама её слегка толкает в бок, мол, не надо вспоминать. 

– Там учились разные дети, незрячих процентов, наверное, только 15–10. Были и с умственной отсталостью, много ребят из неблагополучных семей,

– говорит Татьяна Викторовна.

Несмотря на сложности, Даша не озлобилась. Училась, продолжала участвовать в творческих конкурсах, например в «Лучиках надежды».

– У неё очень хорошая память. Несколько раз что-то ей прочитаешь – она рассказывает. Она помнит, что пять лет назад было, о чём говорили. А как она считала в школе! Дети на калькуляторе, она же так не может – в уме складывала, умножала трёх- и четырёхзначные числа. 

Несколько лет назад Даша выучилась на психолога. Сейчас пробует себя в КВН.

– Кто родился незрячим, у того совершенно другое восприятие мира, чем у людей, которые раньше видели, – отмечает мама Даши. – Им трудно передвигаться по сцене, они не представляют её объём. Когда только появилась певица Диана Гурцкая, слушать ее я не могла, плакала. Они с моей дочерью так похожи – движение, мимика.

В знакомых помещениях Даша передвигается свободно. Родных и близких узнаёт буквально по шагам, знакомых – по голосу. Девушка старается быть максимально самостоятельной.

– Дома она пылесосит, моет полы, посуду, протирает пыль, гладит бельё, стирает на себя сама с шести лет,

– говорит Татьяна Викторовна.

– Я и сосиски сама себе варю. По звуку кипящей воды и времени понимаю, когда они готовы,

– добавляет Даша.

А ещё они с мамой невероятно улыбчивые и позитивные.

– Иначе ничего не получится,

– уверена Татьяна Викторовна.

Елена Французова. Фото Антона Забродского