Владимир Петров о русском языке с пристрастием: «Калужские разуваи и облупы»

Владимир Петров о русском языке с пристрастием: «Калужские разуваи и облупы»

Сегодня поговорим о старых калужских названиях, связанных с древним «общепитом». Не о блинных, пельменных, пирожковых и чайных. А о тех, которые указывают на характер отношений посетителей и держателей этих заведений.

По сведениям краеведа Юрия Юрьева, «вплоть до середины XVIII века местность у подножия большого оврага на месте современной улицы Гагарина, по дну которого протекала речка Синюха, именовалась Разуваем. В то время это была окраина города, от которой начинался Смоленский большак – большая дорога на Смоленск и Брянск».

Образованное с помощью приставки раз- от древнего глагола ути (отсюда и обувать) слово разувай могло означать как бедного человека, так и целое поселение – деревню или слободу, где жили не очень состоятельные люди. Но так назывались и придорожные кабаки, где «разували», то есть обчищали посетителей.

При слове разувай сразу приходит на память знаменитый московский Разгуляй. Теперь это площадь, но название свое она получила от располагавшегося на старинной Покровской дороге кабака, существовавшего уже в XVII веке. Разгуляй – по Далю «веселое место, есть кабаки разгуляй» – связан с разгулом, пьянством. Так назывались и местечки, жители которых промышляли кабацким заработком.

«Кому плыть в Камыши –

Тот паспорта не пиши,

Кто захочет в Разгуляй

И билет не выправляй», –

приводятся строки бурлацкой песни об Астрахани (по-бурлацки Разгуляй-городок) в романе «На горах» Мельникова-Печерского.

А еще, указывает Владимир Иванович Даль, кабаки назывались разуваями и ошарами (от обшарить или ошарить – очистить, обыскать). Так что веселый загул в кабачке (разгуляй) связывается в народном сознании с непременным обманом посетителя, не способного контролировать себя (разувай).

Про Облупскую улицу, которая вот уже много десятилетий как Театральная, знают многие.

«Со второй половины XVII века город стал потихоньку разрастаться. Предположительно к концу того века и появилась Облупа. На въезде в Калугу со стороны Большой Боровской дороги «стройными» рядами стали появляться постоялые дворы и кабаки для страждущих», – напоминает Юрий Юрьев.

Облупа означает действие по глаголу облупить: очистить поверхность какого-то предмета. Например, облупить яйцо, то есть снять с него скорлупу. Или очистить дерево от коры. Слов с корнем -луп- и приставками об-, за-  много. И все они имеют общее значение очистки поверхности. Отсюда пошли и переносные значения вплоть до неприличных. Желающих отсылаем к словарям народных говоров. Самое, пожалуй, забавное словцо, отмеченное в них, – залупердень, означающее человека необразованного, невежественного и глупого, не обросшего, так сказать, знаниями и опытом. Но облупами, подобно разуваям, назывались и постоялые дворы с кабаками на краю поселения, где проезжих облупали или облупливали, то есть попросту грабили.

Когда мы с Юрием Юрьевым обсуждали историю происхождения названия Облупа, он упомянул версию о том, что Облупа – часть славянского пантеона. И если это было бы так, то и смысл калужского названия места и в последующем улицы был бы несколько иным. Родилась эта легенда благодаря празднику, который назывался облупой в Тульской, Ярославской и некоторых других губерниях. Отмечался он на рассвете Петрова дня, когда молодежь сторожила солнце, чтобы увидеть, как оно «играет», переливаясь всеми цветами радуги. Можно предположить, что именно поэтому гуляния назывались облупой: солнышко очищалось утром, умывалось.

Авторов версии про языческое божество смутили сведения суздальского священника и исследователя народных обычаев Анании Федорова, написавшего в книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале», изданной в 1855 году, что в городе некогда стоял истукан бога Облупы. Но доказательств этого факта ни он и никто другой привести не сумели. Так что, скорее всего, название гуляний имеет общее со всеми другими облупами значение очищения. В случае с калужской Облупой значение переносное: «очищение» посетителей заведения от кошельков и прочих ценных предметов.

Остается добавить, что разувай и облупа, на что указывают толковые и диалектологические словари, – явления не собственно калужские, но и в Калуге оставили след в виде исторических названий: въезжаешь по Боровской дороге, не зевай – облупят, выезжаешь по Смоленской, тоже будь начеку – могут и разуть. Веселый народ в Калуге жил, хваткий.