О создании полнокупольных программ рассказывает заведующий планетарием Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского Дмитрий Фетисов.
В прошлом году программа «Он был первым», созданная сотрудниками планетария, победила в номинации полнокупольного кино Международного кинофестиваля «Циолковский».
Документальные кадры и «космическая» музыка
– В репертуаре калужского планетария около 30 программ, значительная их часть – собственного производства, – рассказывает Дмитрий Фетисов. – Если быть точным, полнокупольная программа – это не фильм в привычном для нас понимании: тут нет ни съемок, ни актеров. Результат во многом зависит от технических возможностей. За рубежом производством полнокупольного кино занимаются специальные студии.
Программу «Он был первым» мы создавали к 60-летию полета Юрия Гагарина и, конечно, с прицелом на кинофестиваль «Циолковский».
У нас проходит одна из секций фестиваля – «Планетарии на стыке науки и культуры». Формат ее работы такой: сначала выступает с лекцией ученый – популяризатор астрономии, затем зрителям показывают полнокупольную программу в рамках той же тематики.
– Сколько времени продолжается работа над программой, из каких этапов она состоит?
– На создание программы для взрослой аудитории уходит около года, а для детей – полтора-два года. Все начинается с идеи, с концепции проекта. Затем пишем сценарий, создаем полнокупольную графику при помощи нашего оборудования и программного обеспечения, монтируем видеоряд. Все это делается силами сотрудников планетария.
Часть видеоряда – это компьютерная графика, готовая или нарисованная нашими специалистами. Оптико-механический аппарат проецирует реалистичное звездное небо, а полнокупольная цифровая система проекторов дополняет его визуальным рядом. В программах используется также панорама 360, фото и видео.
– Сложно ли перенести на купол планетария документальные кадры?
– Конечно, сложность есть. В фильме «Он был первым» мы использовали материалы фондов музея истории космонавтики. Чтобы сделать показ старых черно-белых фото более динамичным и эффектным, мы применяли графические приемы. Лектор рассказывает о детстве и юности первого космонавта, и соответствующее фото выходит на первый план и «оживляется».
– А кто озвучивает полнокупольный фильм?
– У нас три варианта программ. Есть автоматизированные, которые больше всего похожи на фильм: все заранее озвучено и смонтировано. Есть вариант «живой» лекции с использованием полнокупольных эффектов. Большинство программ – гибридные, которые сочетают «фильм» с рассказом лектора.
Музыка в наших программах звучит авторская. Молодой композитор из Москвы Виталий Балдыч сотрудничает со многими российскими планетариями и пишет для их фильмов «космическую» музыку.
Условности и спецэффекты
– Что важнее в полнокупольном фильме – смысловое наполнение или визуальный ряд?
– Для меня на первом месте смысловое наполнение. Подавляющее большинство полнокупольных фильмов иностранного производства отличается великолепной графикой и визуализацией, но их содержание оставляет желать лучшего. Важно понимать, что современный зритель пресыщен хорошей компьютерной графикой, он видит ее и в кино, и в компьютерных играх. Поэтому мы должны предложить что-то свое: особую атмосферу планетария и реалистичное изображение звездного неба. Но главное, чтобы программа была интересной и полезной, заставляла задуматься. В фильме «Он был первым» мы стремились показать, какой огромный труд многих людей скрывается за всем знакомой картинкой: улыбающийся Гагарин, старт ракеты «Восток».
Пожалуй, это самое сложное в работе над фильмом: достичь баланса между визуализацией и смысловым наполнением. Один из примеров профессио-нальной и творческой работы – программа «Разноцветная Вселенная», созданная Московским планетарием по сценарию известного российского астронома Анатолия Владимировича Засова. Она также участвовала в прошлом году в программе полнокупольных фильмов на кинофестивале «Циолковский», теперь в нашем репертуаре.
– Если говорить о визуализации, насколько достоверны изображения космических объектов? Например, черной дыры.
– Мы стараемся максимально приблизиться к тому, что есть на самом деле. Рассматривая «фотографию» черной дыры, которая была получена в 2019 году, важно понимать, что представляет собой это изображение и почему оно именно такое. Это не фотография – в том смысле, к которому мы привыкли. Черная дыра – это объект, который притягивает все и не излучает ничего, в том числе свет. Поэтому ее фотофиксация, которая основана на преобразовании светового потока в изображение, невозможна. Мы видим фотографию не самой черной дыры, а аккрецирующего на нее вещества. Иногда мы используем в своих программах художественные приемы. Например, показывая на куполе планетария взрыв сверхновой звезды, мы сопровождаем его звуковым эффектом: зрителю было бы странно смотреть взрыв в полной тишине. На самом деле звука при вспышке сверхновой мы бы не услышали – в космосе вакуум, в котором звуковые волны не могут распространяться.
«Гость из космоса»
– Какие полнокупольные программы вы создали или планируете создать в этом году?
– В марте при проведении «Школы лекторов планетариев – 2022» состоялась презентация полнокупольной образовательной программы, созданной Ассоциацией планетариев России при поддержке Фонда президентских грантов. Она называется «Звездное небо и основы сферической астрономии». В работе принимала участие команда специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калуги и даже Токио. Наши сотрудники участвовали в создании сценария и компьютерной графики. Поскольку работа велась под эгидой ассоциации, технических возможностей у авторов было гораздо больше, чем у отдельно взятого планетария. Программа будет бесплатно распространяться среди членов Ассоциации планетариев. Разумеется, у нас ее тоже можно будет посмотреть.
В Международный день планетариев, 13 марта, состоялась премьера нашей детской полнокупольной программы «Гость из космоса». Вместе с любознательным мальчиком Костей и инопланетянином Канопусом юные зрители могут отправиться к звездам, побывать на Луне, прокатиться на марсоходе.
Екатерина Шевелева. Фото Антона Забродского