– Детство моё прошло далеко от Калуги, в Балтийске – на главной военно-морской базе Балтийского флота. Одним из самых ярких воспоминаний был приём в пионеры. Это был ответственный момент, мы с одноклассниками становились одной командой, дружиной. Причём для меня это торжественное событие было окрашено неким драматизмом. Во время подготовки к волнующему событию, когда на торжественной линейке нам должны были повязать красные галстуки, я заболел скарлатиной и угодил в больницу. Помню, как маялся, не столько несвоевременной хворью, сколько мыслью о том, что весь наш 3 «Б» теперь «опионерен», а я, как дезертир, отлёживаюсь в лазарете. Но меня благополучно вылечили. Вернувшись домой, я вновь отгладил свой галстук, который мне и повязали в школе после произнесения торжественной «клятвы пионера перед лицом моих товарищей». Так я влился в отряд пионеров, со временем стал звеньевым.
Кстати, из 22 человек двоих в пионеры не приняли. И хотя эти ребята были оторвами, но переживали. Мы как могли их поддерживали. На следующий год их тоже «опионерили».
Тимуровцы
– И началась насыщенная жизнь. Пионерское братство объединяло нас в тимуровском движении, мы помогали ветеранам, старикам; весело собирали макулатуру, соревнуясь между классами. Однажды на корабле произошла авария и несколько моряков-матросов получили серьёзные ожоги паром. Несколько недель мы ходили к ним с подарками, концертами, приносили письма из части. Тогда, наверное, впервые поняли, как важно поддержать человека, помочь ему.
Невероятно азартным был сбор металлолома. Какого только вторсырья не оказывалось в горах металлолома на школьном дворе! И морские цепи, и гильзы от снарядов, и рельсы. А однажды особо ярые сборщики металлолома умудрились принести… учебную торпеду – её выбросило после шторма на берег. Так что пришлось вызывать сапёров.
В военном городе нельзя было не играть в «военную игру». Тогда ещё не было «Зарницы», но наша игра была весьма серьёзной – со штабами и пакетами, не только секретными, но и со взрывпакетами, с дымовыми шашками, с захватом знамени «противника». Конечно, под присмотром наших вожатых и моряков, которых прикрепляли нам в помощь.
С особой гордостью участвовали в первомайской демонстрации – сначала в составе пешей пионерской колонны, а потом и в составе веловзвода на подростковых «Орлёнках».
Насыщенная жизнь
– Незабываемые воспоминания остались о пионерском лете. Как у товарища Дынина: «Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерлагере». Этим обстоятельством никого, конечно, не удивишь, если бы не один нюанс. Наш лагерь Балтийского флота располагался в уютном Светлогорске, ныне популярнейшем приморском курорте. Так вот, начальником этого лагеря несколько лет подряд в конце 50-х годов назначали майора политуправления флота Николая Логвинова, моего отца. А матушка хлопотала медсестрой при санчасти лагеря. Так что я, находясь в отряде, попутно ещё и состоял под родительским надзором. Но старался больше времени проводить с ребятами и даже на ночёвки чаще всего отправлялся в отрядные палатки. Лагерная смена затягивалась на три месяца.
Были и спортивные состязания, и концерты самодеятельности, военные игры, смотры строя и песни, купание в море, походы и встречи с героями
войны. А завершалась каждая смена грандиозным пионерским костром на просторной поляне возле лагеря. Нашими вожатыми в основном были моряки и девочки из пединститута. До сих пор помню, как они складывали костёр. Он для меня остался символом пионерии и единства.
Благодаря пионерии я раз и навсегда научился гладить. Каждое утро начиналось с того, что я гладил галстук. В армии этот навык пригодился. И до сих пор свои вещи я глажу только сам.
Со временем пришло осознание того, что пионерские ритуалы помогали формировать многие необходимые жизненные качества: умение держать строй, чувствуя плечо товарища; равняться на знамя дружины; бодро подниматься по звуку горна; замирать при звуках гимна во время поднятия государственного флага; ощущать себя единым целым – звеном, отрядом, дружиной, страной. И в нужный час уметь сказать: «Всегда готов!»
Воспитание с младых ногтей
– Вновь соприкоснуться с пионерией пришлось уже во взрослом, комсомольском возрасте – в 70-х годах, сначала первым секретарем Московского райкома комсомола, а затем и первым секретарем Калужского городского комитета ВЛКСМ. Работа с пионерами была важнейшей частью деятельности комсомола. Вообще, следует отметить, что воспитание молодёжи в то время было системой. Октябрята, пионеры, а затем комсомольцы – люди, уже определившиеся на своём жизненном пути, получившие то или иное образование и вступившие во взрослую жизнь. Все эти категории воспитывались на единых нравственных принципах, общих моральных ценностях, в духе коллективизма, патриотизма и трудолюбия.
Многие традиции были унаследованы из нашего пионерского детства: трудовое и военно-патриотическое воспитание – сборы макулатуры и металлолома, помощь ветеранам. Появилась увлекательная военно-спортивная игра «Зарница». Торжественно проходила церемония приёма в пионеры – у памятника В. И. Ленину, на площади Победы, в музее космонавтики. Запоминающимся, красочным действием стали ежегодные шествия пионерских дружин по центральным улицам города в День пионерии, 19 мая, под звуки духовых оркестров.
Всеобщей любовью пользовался Дворец пионеров им. Ю. А. Гагарина. Каких только кружков и секций в нем не было! И спортивные, и театральные, и технические, и цирковые. Многие известные калужанам имена заблистали впервые именно во Дворце пионеров.
Все крупные калужские предприятия имели свои загородные пионерские лагеря, которые поддерживали в надлежащем порядке, обеспечивая ребятне содержательный и безопасный отдых в летнее время. А горком комсомола совместно с руководством пединститута помогал формировать многочисленный штат пионервожатых на это время.
Ну а в остальное время «старшими вожатыми» были комсомольские секретари разных уровней – от обкома до райкома комсомола. Те, кто координировал работу с пионерией. Тогда это были Маргарита Пономарёва и Нина Дёмина, Елена Кочетова и Татьяна Бекасова, Светлана Лисицына и Галина Марцезовская. И те, кто пришел им на смену.
Замечательные слова принадлежат Сергею Михалкову: «Сегодня – дети, завтра – народ». Так что пионерские организации воспитывали, по сути, будущее своей страны.
Подготовила Анна ПЕТРОВИЧЕВА