День пионерии, 19 мая, для меня особенно праздничный день. Вспоминаю беззаботное детство, школьные годы – самое светлое и счастливое время жизни в Архангельске. Именно в этот город зимой 1948 года наша семья переехала, поскольку папа, старший офицер, получил назначение в Беломорский военный округ.
Маленькие волонтёры
– Я родилась в семье кадрового военного 14 июля 1940 года под Ленинградом, где в то время служил папа. Но Архангельск тоже считаю своей малой Родиной – там я прожила самые замечательные школьные годы, обучаясь в школе № 4 имени М. В. Ломоносова.
Школа основана в 1811 году, в 2011-м мы, бывшие выпускники, встречались и отмечали ее 200-летие. Располагается она в очень красивом месте – на набережной Северной Двины. В сквере перед учебным заведением стоит памятник Петру I, основоположнику первого морского порта России. Кстати, здесь мы собираемся и сейчас, когда приезжаем на встречи выпускников.
За активную общественную работу и хорошую успеваемость в четвертом классе меня избрали председателем совета отряда. Мы собирали макулатуру, металлолом, проводили отрядные сборы и по звеньям. Через соседей узнавали о семьях, в которых отцы не вернулись с Великой Отечественной войны, и помогали им: ходили за водой на колонку, в магазин за хлебом, иногда в детсад за детьми, так как вдовы погибших на войне обычно работали допоздна.
Помогали с учебой отстающим ученикам. Сегодня это называется волонтерской работой, а тогда мы просто помогали сверстникам. В пятом классе меня избрали председателем совета дружины школы.
Секции – бесплатно
– В это время в школу пришла новая старшая пионервожатая – Лина Андреевна Корехова, и вот тогда по-настоящему начались «школьные годы чудесные…»
Мы участвовали в различных конкурсах, встречались с интересными людьми, ходили в кино и театр. На пионерских диспутах обсуждали увиденное и услышанное. Проводили тематические вечера: литературные, математические, на иностранном языке – английском, немецком. Ответственным за подготовку вечера назначался один класс, но все старались помогать.
К каждому празднику – 1 сентября, Дню учителя, Новому году – выпускали отрядные и общешкольную газеты. В школе был свой радиоузел, и пионеры готовили передачи: на злобу дня, познавательные, информационные, подводили итоги работы по четвертям, рассказывали о спортивных и других достижениях.
После уроков работали спортивные секции: баскетбол, легкая атлетика, спортивная гимнастика, лыжи, можно было ходить в школьный хор и танцевальную группу.
Мне кажется, мы занимались всем, тем более что все это было бесплатно. Но тогда об этом никто не задумывался! Приходили в школу к восьми утра и уходили в 8–9 вечера. Занимались с нами наши учителя. В спортзале с ребятами всегда была Зоя Ивановна Евдокимова, учитель физкультуры (со своими двумя дочерьми она жила в школе). Иногда ее подменяли старшеклассники, которым она доверяла. Зоя Ивановна была талантливым, одержимым в своей профессии человеком. Впоследствии ей присвоили звание «Заслуженный учитель РСФСР».
И учёба, и спорт
– Под руководством Зои Ивановны мы участвовали во всех спортивных городских мероприятиях и занимали первые места. Команда школы 10 лет держала первенство, а потому обычно демонстрацию в Архангельске 1 Мая открывала колонна физкультурников школы № 4, все шли в одинаковых спортивных костюмах.
Также у нас были организованы агитбригады: пионеры готовили концерты к праздникам и выступали в детсадах, школах города. Во время выборов в советы депутатов нас возили на автобусе с номерами художественной самодеятельности по избирательным участкам и в пригородные клубы.
В 7-м классе меня приняли в ВЛКСМ, причём досрочно, тогда мне было всего 13 лет. В райкоме комсомола сказали: считай это поощрением за активную общественную работу председателем совета дружины, а также уточнили, что это мое первое комсомольское поручение от райкома, которое нужно продолжать выполнять. Так я его с честью и выполняла до окончания школы.
Далёкое – близкое
– В моих воспоминаниях о школьных годах нет негатива. Все шло своим чередом, как будто нам на дом ничего и не задавали, а все знания ребята усваивали на занятиях. Во всяком случае, мне тогда так казалось. Кстати, школу мы окончили хорошо, например, в нашем классе было пять медалистов, я была в их числе.
Задумываюсь над нынешней системой школьной подготовки, глядя на моего правнука-школьника. После занятий его мама каждый день занимается с ним дополнительно, добровольно взвалив на себя роль домашнего педагога на «продлёнке». И она не одна такая.
Почему сегодня так – не знаю. Видимо, времена были другие и учителя тоже. Например, нам на уроках объясняли всё, что нужно, и мы хорошо усваивали материал. Я помню всех своих учителей и, главное, нашего директора – Веру Павловну Соловьеву – в то время она со своими детьми жила в школе, и мы, все ученики, всегда были у нее на глазах. Она была вместе с нами, разделяя с ребятней детские радости и горести. И знаете, нам из школы порой домой уходить не хотелось, потому что вокруг кипела пионерская жизнь – веселая, интересная и познавательная.
Подготовил Александр Трусов