Блокада Ленинграда навсегда изменила её жизнь
– Самое жуткое воспоминание – мы с отцом в теплушке медленно проезжаем границу Петергофа. Там шли тяжёлые бои во время снятия блокады. Вдоль дороги колючая проволока. На одной стороне висят трупы наших бойцов, на другой – немецких,
– рассказывает Тамара Сергеевна.
Малая дорога жизни
Красивая женщина с ярко-красной помадой на губах бодрой походкой входит в редакцию. На вид ей слегка за 60. Вся грудь в медалях.
– Я родилась в Ораниенбауме в 1939 году, а в 1948-м его переименовали в Ломоносов. Ему присвоено звание «Город воинской славы», – говорит Тамара Пинчук. – О блокаде пишут много. Если в нескольких словах – это очень страшно. До войны в моём городе было 30 тысяч населения, а осталось около трёх тысяч. В Царском Селе немцы стояли с лошадьми, они там конюшню сделали. Младший брат моего отца служил матросом в Кронштадте. Он погиб вместе со своими товарищами. Но об этом особо дома не говорили. Я делала запрос: мне ответили, что пропал без вести в ноябре 1941 года. А как он мог пропасть без вести? Конечно, погиб.
Семья у меня была самая обыкновенная – рабочая. Когда началась блокада, отец пошёл работать на малой дороге жизни – от Ораниенбаума до Кронштадта. Домой приходил редко. Несколько раз при артобстреле проваливался под лёд. У него начался абсцесс лёгкого. И с тех пор я его почти не видела. Он и после войны из госпиталей не выходил, а в 1960-м умер.
Говорили, что мама хотела эвакуироваться вместе с новорожденным. Но малыш в пути скончался, и она вернулась. Мой младший брат родился в 1945 году, сестра – в 47-м. После этого мама заболела – слегла и умерла. И у нас со старшим братом, он 1934 года рождения, на руках остались два малыша.
Не до игр
– Мы жили вместе с бабушкой. Она была травницей. Помню, что с ней ходила по болотам, что-то собирали, что нам можно было есть, – корешки какие-то. От голода были будто варёные, едва ноги передвигали, – вспоминает блокадница. – Продовольственные карточки были до конца 1948 года. Как-то я получила карточки, шла в горку, упала. Карточки пропали, так их и не нашли…
Бабушка умерла вскоре после матери. И Тамаре Пинчук пришлось рано повзрослеть. Младших детей хотели забрать в детский дом, но они с братом сумели их отстоять.
– Я привыкла отвечать не только за себя. За малышней своей сама ухаживала. Нужно было воды из колонки натаскать, приготовить, постирать,
– говорит женщина.
Отдушиной для неё стала школа. Училась хорошо, особенно легко давались точные науки.
– В школе была звеньевой, председателем совета отряда. Везде порядок наводила. У меня и сейчас характер такой.
Тамара мечтала стать фармацевтом. Но, когда она оканчивала школу, брата призвали в армию.
– Мне надо кормить младших. Пришлось после школы сразу идти работать. Устроилась прядильщицей. Как-то встречаю девчонку из параллельного класса, она говорит, что в Петергофе набирают сотрудников, но там нужно сдать математику. Чем занимаются, она не знала. Пошла после ночной смены, человек сто сдают экзамен. Взяли семерых, потом троих, а осталась только я одна. Это оказалась воинская часть, сейчас она называется «Центр компьютерной безопасности Военно-морского флота России». Там работали академики. Мне наказали: «Вот это вычислительная машина!» Я работала на первых таких машинах. Поступила в университет на математико-механический факультет. И работала, и училась, и брата с сестрой поднимала. Мальчишку потом в Нахимовское училище отдала, а сестра окончила политехнический институт. Когда я уезжала в Калугу, они более-менее были пристроены.
Смена прописки
– В 1965 году в Калуге создали Всесоюзный научно-исследовательский институт материалов электронной техники. Мужу предложили там работу. И мы в 1966-м оказались в Калуге. Я устроилась на Турбинку. Работала вместе с главным конструктором КТЗ Владимиром Кирюхиным. Для него я была находкой: его подчинённые на арифмометрах считали, а я работала на машинах. Мы создали вычислительный центр. А в 1972 году я устроилась во ВНИИМЭТ. Закончила там работать в должности начальника отдела вычислительной техники, в моём подчинении было сто человек.
Несмотря на преклонный возраст, Тамара Сергеевна и сегодня занимается общественной работой. Она член городского совета ветеранов, член совета старейшин города Калуги.
– Каждую пятницу я хожу на пост № 1, разговариваю со школьниками. 9 Мая буду на площади Победы. Обязательно приму участие в акции «Бессмертный полк». Пойду с портретом отца моего мужа, он был контр-адмиралом Военно-морского флота СССР.
Война перелопатила всю её жизнь, заставила рано повзрослеть. Поэтому для блокадницы очень важно сохранить память о тех днях, донести её до подрастающего поколения.
– Детства у меня не было. Но что об этом говорить. У нас была совсем другая жизнь.
Елена Французова. Фото автора и из личного архива Тамары Пинчук