В поисках света

Легендарный калужский фотохудожник Владислав Борисов поделился мыслями о творчестве и открыл некоторые секреты мастерства.

В апреле в фойе Дома музыки прошла его персональная выставка «Взгляд прохожего». Мастер представил около 30 работ: портреты, жанровые зарисовки, калужские улицы и неброские среднерусские пейзажи. Девушки в народных костюмах на сельском празднике. Поле для них – лучшая сцена. Сухой стебель, похожий на семисвечник, перистые облака превращают небо в ниспадающий занавес. Красота окружающего мира порой настолько привычна, что мы перестаем ее замечать, пока художник или фотограф не обратит на нее наше внимание.

– Основа и краеугольный камень фотоискусства – репортаж, – говорит Владислав Борисов. – Все остальное – портреты, пейзажи – это работа «под художника». Фотография, на мой взгляд, вторична по сравнению с изобразительным искусством, хотя законы композиции общие для всех.

Чтобы сделать удачный кадр, мало выбрать место и ракурс, нужно прийти в определенное время, чтобы поймать хороший свет.

– Я хорошо знаю Калугу, представляю, каким бывает свет на Старом Торге в шесть часов утра или на Кирова в семь вечера. Вот Дом Гончаровых на улице Баумана – этот ансамбль мне очень нравится. Снимал его ранним летним утром, когда появляются световые пятна на стенах, – и дом «заговорил».

Деревянная камера

Борисов увлекся фотографией в 1968 году, вернувшись из армии. Начинал как любитель. В журнале «Советское фото» читал статьи о композиции и глубине пространства, купил свой первый фотоаппарат «Зенит». Молодого фотографа вдохновляла прибалтийская фотографическая школа, ее сдержанный и выразительный стиль: Антанас Суткус, Ромуальдас Ракаускас с его знаменитой серией «Цветение».

– Процесс мокрой фотопечати был трудоемким, отечественные материалы не самого лучшего качества. Все в одних руках: сам снимаешь, сам проявляешь и печатаешь. Пленку экономили. Но зато я научился работать так, чтобы получать хороший кадр с одного-двух снимков. Для этого нужно чутье, способность быстро выстроить кадр в уме. Эта привычка осталась на всю жизнь, хотя современная цифровая техника позволяет делать по десять снимков в секунду.

Став профессиональным мастером, Владислав Борисов преподавал фотографию в учебном комбинате. У него была частная фотостудия на площади Победы, потом – на улице Луначарского. В 70-е источником заработка для фотографов были бытовые услуги – фото на документы, свадебная фотосъемка, монтаж выпускных фотоальбомов. Снимать свадьбы Борисов не любил – очень уж неестественны женихи в белых рубашках с бабочками, невесты в кринолинах.

– Камера у меня в студии была деревянная, называлась ФКД – фотокамера дорожная. Наводишь ее по матовому стеклу, вставляешь кассету и экспонируешь, снимая и надевая крышку на объектив, – затвора не было. Чтобы сделать фото для документов, я ставил свет так же тщательно, как для портрета. Зная это, мои товарищи приводили в студию знакомых, чтобы я их фотографировал на паспорт.

Секрет фотогеничности

Модели для съемки художественных портретов мастер выбирал сам – когда чутье подсказывало, что в лице есть что-то особенное. Однажды в студию заглянул мужчина в брезентовом плаще, с удочками – по пути с рыбалки решил сфотографироваться на паспорт. Борисов, сделав снимок, попросил его зайти в другой раз с этим же рыбацким реквизитом, чтобы попозировать для фотопортрета.

– Больше люблю фотографировать мужиков. Они, как правило, ведут себя естественно, не капризны и не претендуют на какой-то результат. А девушки отравлены модельными стандартами, пытаются позировать, встать то так, то сяк… Есть еще понятие фотогеничности. Смотришь на человека – симпатичный, а на фото выходит плохо. Дело в том, что лицо не бывает неподвижным, мышцы все время сокращаются. Мы этого не замечаем, а выдержка фотоаппарата – 1/30 секунды, и можно поймать нехарактерное выражение. Большую роль играет и свет: мы привыкли к верхнему освещению на улице, к верхне-боковому – в помещении. В студии свет стабильный, все варианты просчитаны. Потом мне очень не хватало студийного освещения и места для портретных съемок.

Уходящий реализм

– Главное, чтобы было движение – в каждом кадре, даже в пейзаже или портрете, – говорит Владислав Борисов. – В репортажной и жанровой съемке этого достичь довольно просто, а вот передать динамику в портрете сложнее – этому поможет поза, взгляд.

Семь лет фотограф прожил в Кондрово. Купил скутер, уезжал в леса и поля в поисках интересного кадра – двухколесный китайский друг безотказно шел по любому бездорожью. Снимал на старенький цифровой «Никон» с «китовым», то есть идущим в комплекте с камерой объективом.

– Не имеет значения, какая у тебя техника, главное – что снимать. Как с любым инструментом, надо знать нишу, где ее использовать. Всегда видно, снят тот или иной кадр камерой или человеком. Важно настроение, а это значит, надо выбрать точку съемки, поймать свет, цветом поиграть – но чуть-чуть, так, чтобы не уйти в лубок. Основа всего – чувство меры. Оно как музыкальный слух.

Замечаю, что сейчас в фотоработах стало больше агрессии: резкий свет, каменные лица. Когда я готовил эту выставку, думал о том, что реализм выходит из моды. Посмотрите репортажи с художественных выставок – всюду авангард, абстракция. Иной раз без описания вообще невозможно понять, что хотел сказать художник.

Поэзия в кадре

У мастера был довольно продолжительный период, когда он вообще не брал в руки фотокамеру. Накатила апатия: что снимать, зачем, если художники все уже нарисовали.

– У меня долгое время не было уверенности в том, что я могу что-то сделать в фотографии. Постоянно сравнивал себя с кем-то. Это очень мешало. Я или писал стихи, или снимал – как будто срабатывал  какой-то клапан. Наверное, склонность к творчеству передалась мне по наследству. Отец – из рабочей семьи, а мама хорошо рисовала, бабушка была арфисткой, ее сестры – певицами.

Мне 76 лет. Иногда думаешь: вроде бы это много, а потом снова забываешь про возраст, особенно когда снимаешь. Главное, чтобы все время, которое отпущено, жить, что-то делать, не останавливаться. Сейчас привожу в порядок свой архив, отбираю работы для следующей выставки.

Екатерина Шевелева. Фото Антона Забродского