Узнав о том, что в нашем регионе скоро откроется музей раритетных самолетов, мы отправились в Орешково, которое находится в 24 километрах от областного центра.
Из далекой Сибири
На аэродроме нас встретил старший авиационный начальник посадочной площадки «Альбатрос Аэро», летчик-инструктор ДОСААФ России Владимир Москаленко.
– Большинство экспонатов будущего музея принадлежат фонду «Крылатая память Победы», – пояснил Владимир. – Сотрудники фонда вместе с поисковиками нашли эти самолеты подбитыми, от них практически ничего не осталось. Их восстановили на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Чкалова, некоторые самолеты даже прилетели на аэродром Орешково своим ходом.
Участники авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро» тоже занимаются восстановлением самолетов – они забирают технику, которую вывели из эксплуатации, и реставрируют ее для памятников и тренажеров.
– Такие самолеты компании часто режут на металл. А мы их забираем, делаем памятники и тренажеры, собираем на день открытых дверей, чтобы дети могли залезть внутрь и пощелкать кнопки. Например, мы восстановили и поставили в Каменск-Шахтинске в парке «Патриот» два вертолета – Ми-8 и Ми-2.
Экспонаты для музея мы тоже готовим своими силами. Участники нашего клуба и волонтеры приводят самолеты в порядок – красят и собирают. Все делаем за свой счет, без помощи и поддержки.
Боевые истории
Вместе с Москаленко мы осмотрели большую часть музейной коллекции.
– МиГ-3 – один из лучших истребителей Второй мировой войны. Они стояли на противовоздушной обороне Москвы. Когда немецко-фашистские войска бомбили столицу, МиГ-3 прикрывали город. Основу этих самолётов нашли в Тверской области, а все остальное сделали практически с нуля.
В отдельном большом ангаре стоит легендарный советский штурмовик Ил-2.
– «Летающий танк», «летающая крепость» – называли его по-разному. Это самый мощный штурмовик Второй мировой войны. Сначала Ил-2 был вооружен бомбами и пулеметами, к середине войны появились противотанковые снаряды, – продолжает экскурс в историю военной техники Москаленко. – В первой серии самолеты были одноместными, потом сделали кабину для стрелка. И вот ему-то хорошо доставалось. Пилот был частично спрятан за бронелистами, которые покрывали кабину и двигатель, а дальше – листы из дюралюминия и деревянный каркас, которые никак не защищали. Но Ил-2 очень живучий, потому что двигатель хорошо защищен, а снаряды проходили сквозь деревянный каркас задней части навылет и ничего не разрывали. Самолеты прилетали с дырками, на которые потом просто ставили заплатку.
Реставраторы специально оставили на этом Ил-2 отверстие от снаряда, из-за которого во время войны летчику пришлось сделать вынужденную посадку. Он приземлился на лед озера в Мурманской области, отметил это место на карте и вытащил раненого стрелка. Когда лед растаял, самолет ушел под воду. После войны пилот рассказал о самолете своим внукам, а они уже вместе с поисковиками вытащили его на поверхность. От Ил-2 остались только бронеплиты, и реставраторы восстановили его до летающего состояния.
Уже два года этот самолет участвует в праздничном параде, посвященном Дню Победы, в Великом Новгороде. Еще Ил-2 снимался в фильме «Летчик». Воздушные съемки проходили на аэродроме Орешково зимой.
– В прошлом году фонд «Крылатая память Победы» нашел еще один Ил-2, одноместный. Сейчас самолет на реставрации, надеемся, что в следующем году он уже будет у нас,
– отмечает Владимир.
Большие планы
Кроме советской авиационной техники на аэродроме есть и иностранная – американские «T-6 Тексан», на котором обучали летчиков-истребителей в армии США, и «Дуглас DC-3».
– Этот «Дуглас DC-3» имеет боевое прошлое. Весь был в наклейках, но их пришлось снять из-за съемок в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин». Этот самолет часто используют «киношники»,
– не без гордости говорит Владимир.
В коллекции авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро» есть советский истребитель-бомбардировщик Су-17, который хорошо показал себя в Афганской войне, а еще сверхзвуковой истребитель МиГ-21 и российский многоцелевой истребитель МиГ-29.
– Наш клуб сотрудничает с Министерством обороны РФ, и они передают нам на ответственное хранение демилитаризованные самолеты. Для демилитаризации достаточно убрать системы вооружения и надрезать силовые элементы, чтобы самолет не мог летать. Это можно сделать аккуратно, а можно – варварски. Например, недавно нам передали из Краснодарского края несколько самолетов. Люди, которые обслуживали эту технику, ломом разбили фонари и пробили дырки в боках и крыльях. Но мы все равно восстановили самолеты,
– продолжает Москаленко.
В планах – поставить самолеты на крыло, чтобы проводить в нашей области парады авиационной техники времен Великой Отечественной войны.
– У аэродрома Орешково очень богатая история. Когда мы брали его в долгосрочную аренду, в числе прочего планировали сделать площадку для демонстрации истории авиации современного периода и военно-патриотического воспитания детей.
Открытие музея
Все экспонаты имеют внушительные размеры, поэтому сотрудники аэродрома Орешково готовят специальную площадку для будущего музея – прокладывают дорогу, делают стоянку и отдельный вход.
– Сейчас мы все перетаскиваем, собираем, красим. Точных сроков пока нет, но надеемся, что в этом году большая часть экспонатов будет готова,
– обещает Владимир.
Анна Канашина. Фото Антона Забродского