Разрушить социальный вакуум

Мастерские «Ступени» помогают ребятам с особенностями развития раскрыться.

– Ты сегодня у нас первая,

– обращается преподаватель к девушке лет 14–15.

Та в ответ расплывается в улыбке. Девушку зовут Юля. Как только она слышит звонок, бежит открывать дверь.

– Какой-то мальчик пришёл,

– говорит Юля, смущаясь.

Мальчиком оказывается 30-летний мужчина.

– Виталик, проходи!

Мастерская постепенно наполняется учениками самого разного возраста. Кто-то разговаривает, кто-то сосредоточенно готовит рабочее место к занятию, а кто-то пытается выяснить, будет ли сегодня здесь его друг. Такое обычное общение для многих ребят – огромный прогресс.

 – Первые дни и месяцы они могут быть закрытыми, зажатыми. Взрослым сложнее влиться в новую среду, – рассказывает куратор мастерских «Ступени» Ольга Игнатова. – Но мы принимаем ребят любого возраста. 25-летнюю Наташу я нашла в домоуправлении. Пришла, а она стоит с мамой. Оказалось, что после детского сада никуда не ходила. Но Наташа очень быстро влилась в наш коллектив, очень быстро привыкла. У неё семимильными шагами идёт развитие, она уже рисует и лепит. Ей это так нужно!

Каждый может

Мастерские для особенных ребят «Ступени» на улице Литейной существуют уже несколько лет. Но в какой-то момент ученикам и учителям здесь стало тесно. И осенью мастерские открылись ещё и на Правом берегу. Здесь занимаются ребята старшего возраста. Как отмечают педагоги, многим ученикам так нравятся занятия, что они ходят и на Литейную, и на Фомушина, да ещё и смотрят онлайн-занятия, которые создавались для тех, кто в силу каких-то особенностей не может присутствовать.

– Мы стараемся понять каждого ребёнка, подростка, взрослого. Всегда учитываем их предпочтения, особенности,

– отмечает Ольга.

А они у всех разные. Кто-то схватывает всё на лету. Так, один из учеников впервые сел за швейную машинку и уже через 20 минут стал ловко шить. А для кого-то вдеть нитку в иголку – непосильная задача. И такие простые действия, как убрать за собой рабочее место, надеть фартук, открыть дверь, да даже поздороваться, осваиваются не сразу.

– Они всё запоминают, надо лишь повторять из раза в раз. Хотя кому-то, может быть, кажется, что невозможно запомнить. Запомнят! Кто-то – с пятого раза, а кто-то – с 555-го! У нас ребята сами за собой убирают, мусор выносят. Мы им говорим: «Раз ты пришёл на чистое рабочее время, должен после себя оставить чистое рабочее место!»

Сделать ребят более самостоятельными, обучить элементарным навыкам – одна из задач мастерских. Как радовались педагоги, когда их подопечный 14-летний Себастьян сам вызвал себе такси до дома.

А ведь многим родителям кажется, что без них их дети, даже если им уже далеко за 20, и шапку сами не наденут.

– Мы всегда обращаемся напрямую к ребёнку, а не через родителей ведём общение,

– говорит Ольга.

Главное – общение

В мастерских ребята занимаются типографией, керамикой, текстилем и арт-декорированием. Они учатся рисовать не только на бумаге, но и на ткани, осваивают декупаж, лепят из глины посуду, брошки, фотографируют, шьют, выпускают открытки, блокноты и календари, а недавно стали осваивать и мозаику.

Все группы в мастерских малокомплектные, чтобы каждому педагог смог уделить внимание.

Есть здесь и комната релакса, где можно отдыхать, общаться и делать гимнастику.

Ко Дню города ребята готовят калужанам подарок – серию открыток с видами Калуги.

Изготовить их не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сначала ребята рисуют полюбившийся им вид города – Каменный мост, Гостиный двор, «шарик» – в мастерских или на пленэрах. Затем макет готовится на компьютере. Далее – печать и резка.

Каждый этап требует немалой концентрации внимания и освоения новых навыков.

Например, Юля сегодня впервые узнала, как изготавливают блокноты. Каждый листочек она отдельно пробивает на специальной машинке, чтобы понять, как проходит процесс. Позже сможет пробивать уже стопку листов.

Каждое занятия обязательно заканчивается чаепитием. Ребята сами накрывают на стол, зовут педагогов.

– Главная наша цель – чтобы ребята общались друг с другом. Причём и общались не через нас, а сами. Социализация очень важна. Круг общения многих ребят ограничен, мы хотим раздвинуть эти рамки и показать, что они не одиноки,

– говорит Ольга.

Кстати, вся продукция мастерских реализуется на благотворительном аукционе «Мята» в соцсети «ВКонтакте». Вырученные средства идут на закупку новых материалов для занятий. Ведь они предоставляются ребятам бесплатно.

Елена Французова. Фото из личного архива мастерских «Ступени»